PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 470
ХудшийЛучший 
Архив старых номеров - Статьи Архива

Какой вертолет нужен спецназу

Лис

Материал предоставил: автор

Источник: публикуется впервые,написано специально для Альманаха

"Вертушка"… Это слово не оставит равнодушным никого на поле боя. Карающая десница для одних и спасительная рука помощи для других. А еще - вечный трудяга войны, перевозящий великое множество различных грузов: боеприпасы, почту, продукты, а иногда даже и воду в те места, куда не добраться иным видом транспорта. Естественно, выполнить такой широкий круг задач каким-то одним типом машины просто невозможно. Как и любой другой инструмент ведения войны, вертолет должен обладать определенной степенью специализации. И уж совсем отдельной темой стоит вопрос взаимодействия вертолетов и подразделений специального назначения. (Рис. 1)


из архива автора

Вертушка для спецназа… Какой ей быть? Полагаю, начинать нужно все-таки с понимания, а что же такое, собственно, спецназ. А спецназ - это прежде всего разведка. Т.е. в общем случае "тихо пришел, увидел, доложил по связи и ушел". Прочие задачи, решаемые спецназом вытекают из основной: уничтожение особо важных объектов противника (самостоятельно либо путем выдачи целеуказания другим средствам поражения); захват секретоносителей, образцов докуметов, вооружения и техники и т.п. К сожалению, в настоящее время подразделениям спецназ приходится выполнять и такие совершенно несвойственные задачи, как действия в качестве штурмовых подразделений при захвате оборонительных сооружений противника; охрана и оборона отдельных объектов тыловой инфраструктуры и лиц высшего командного состава и т.п.

Это проистекает как ввиду чрезвычано низкого уровня подготовки частей и подразделений прочих родов войск, так зачастую и из-за элементарного непонимания командным составом различных уровней круна задач и принципов использования подразделений специального назначения. Таким образом, основной задачей вертолета, предназначенного для работы с подразделениями спецназ, является прежде всего скрытная доставка, высадка (в исключительных случаях выброска) и подбор группы.

Теперь попробуем оценить с точки зрения пригодности для такого рода действий существующий вертолетный парк армейской авиации. Так сложилось, что в современных условиях основу его составляют два типа машин (такие тяжелые транспортные вертолеты, как Ми-6 и Ми-26 выходят за рамки рассмотрения данной статьи, в силу того, что предназначены для переброски совсем уж "не спецназовского" количества людей и грузов): транспортный (транспортно-боевой) Ми-8 и боевой (ударный, огневой поддержки) Ми-24. Причем при проектировании последнего тоже закладывалась возможность выполнения определенных транспортных задач - изначально эта машина разрабатывалась как своеобразная "летающая БМП", способная доставлять 6-8 полностью экипированных пехотницев и поддерживать огнем их действия на поле боя.

Если отвлечься от темы взаимодействия вертолетов и спецназа, то можно сказать, что эта концепция могла бы иметь право на жизнь в рамках использования десантно-штурмовых подразделений. Однако, проверки реальностью идея не пережила. Во-первых, в зализанный корпус ударной машины кабина десанта нормального размера вписаться не смогла. То, что получилось, оказалось тесной коробкой с чрезвычайно неудобными для быстрой высадки дверями (Рис. 2).


Ми-24

И без того нагруженный броней и вооружением, с десантом на борту вертолет по скоростным и маневренным характеристикам почти уравнивался с транспортной машиной. Кроме того, будучи в момент высадки десанта неподвижной мишенью, он не мог применять бортовое оружие, и сам нуждался в прикрытии со стороны находившихся в воздухе других машин. Результатом стало использование Ми-24 в роли чисто ударной машины, а кабина осталась мертвым грузом.

Таким образом, наиболее широкое применение в практике операций подразделений специального назначения нашел вертолет Ми-8 в различных своих модификациях. Будучи весьма и весьма удачной машиной, вертолет этот однако не лишен весьма существенных недостатков, заметно снижающих эффективность его применения. Так, большая часть модификаций имеет всего одну дверь для посадки и высадки (Рис. 3).


выгрузка снаряжения из Ми-8

Задние грузовые створки в расчет можно не брать, поскольку открываются и закрываются они снаружи и дело это не быстрое. Кроме того, целях безопасности личного состава делать это разрешается только при остановленных двигателях и винтах (хотя в условиях боевых действий, вдали от начальственного ока, бывают и исключения) (Рис. 4).


посадка в Ми-8

Чтобы хоть как-то смягчить эту проблему и не превращать вертолет, высаживающий личный состав в "сидящую утку", был разработан даже специальный способ десантирования "по-штурмовому". Он заключается в том, что вертолет идет над площадкой на небольшой высоте (2-3 метра) и скорости (15-20 км/ч), а десант прыгает в дверь с интервалом в 1,5-2 секунды.

Способ это достаточно рискован, поскольку во-первых, десантирование идет на неизвестную площадку, при приземлении на которую тяжело нагруженный боец может получить самые разные травмы; во-вторых, приземлившись, он должен немедленно залечь или откатиться в сторону, в противном случае его голова оказывается как раз на пути у колеса левой стойки шасси (смертельных случаев как на учениях, так и в ходе различных боевых действий - хоть отбавляй); ну и в-третьих, освобождаясь по ходу высадки от груза, вертолет медленно и практически незаметно для пилота набирает пару-тройку метров высоты, так что крайний боец частенько вынужден прыгать уже не с 2-3, а с 4-6 метровой высоты.

Если обратить внимание на то, какой способ высадки практикуется в армиях иностранных государств, то можно увидеть, что большинство состоящих там на вооружении вертолеты (преимущественно американского производства) имеет две больших двери по бокам либо дистанционно управлямую бортмехаником рампу, а десантирование личного состава производится одновременно с обоих бортов с зависания на небольшой высоте или кратковременной посадки (Рис. 5). Весь процесс занимает не более 5-10 секунд.


высадка из UH-60

Приборно-навигационное оборудование основных модификаций "восьмерки" весьма скудное, не позволяющее выполнять полеты с посадкой на неподготовленную площадку ночью и в сложных метеоусловиях, отсутствие системы дозаправки топливом в полете заставляет загромождать внутренний объем машины дополнительнным топливным баком в ущерб полезной нагрузке и боевой живучести… Часть этих недостаткой исправлена на последних модификациях Ми-8 (МТ-5, АМТ, АМТШ).


расширенная дверь на Ми-8

В частности, ширина левой двери увеличена на 90см (Рис. 6), появилась дверь с правой стороны (Рис. 7), вместо задних грузовых створок установлена дистанционно управляемая рампа (Рис. 8), обновлено приборное оборудование, установлены более мощные двигатели.


новая дверь справа на Ми-8

Не буду сейчас вдаваться в досужие рассуждения об отсутствии средств на приобретение таких машин, уровне подготовки пилотов и т.п., поскольку к технической стороне дела это никакого отношения не имеет.


рампа на Ми-8

Зачастую высказываются мнения о том, что для высадки и подбора групп спецназа хорошо подошли бы машины соосной схемы. В этом есть свой резон. Из-за отсутствия хвостовой балки с рулевым винтом такие машины могут совершать посадки на более ограниченных площадках (недаром основную "прописку" такие вертолеты получили в ВМФ в качестве палубных), они более устойчивы в режиме зависания, в полете менее чувствительны к скорости ветра (особенно бокового)…


Ка-29

Однако, существующие ныне вертолеты соосной схемы (Ка-27, Ка-29, Ка-32) (Рис. 9,10) в этой ипостаси, пожалуй, будут иметь больше недостатков, чем достоинств.


Ка-32

Во-первых, затесненная грузовая кабина с практически столь же неудобной для высадки личного состава дверью (Рис. 11). Во-вторых, машины соосной схемы имеют довольно жесткие ограничения по энергичному маневрированию из-за возможности схлестывания лопастей. Этого недостатка не лишен даже такой представитель этого семейства, как боевой вертолет Ка-50 (именно по этой причине было потеряно две машины).


дверь на Ка-32

Причем полностью проблему решить так и не удалось, несмотря на замену лопастей на более жесткие и некоторого увеличения разноса винтов по высоте. Пришлось вводить дополнительные эксплуатационные ограничения. Кроме того, вызывает весьма серьезные сомнения столь широко рекламируемая боевая живучесть машин этого класса. Да, у них нет уязвимой хвостовой балки с идущими к рулевому винту приводами.

Однако, при этом отличной и ничем не защищенной целью является высокая колонка несущих винтов. Причем если хвостовая балка уязвима для огня противника в основном снизу и из задней полусферы, то колонка несущих винтов вертолета соосной схемы открыта для поражения практически со всех направлений (кроме, естественно, нижнего, при котором она экранирована элементами конструкции) (Рис. 12), причем целиться в нее гораздо удобнее, ибо она находится близко к центру силуэта машины.


Ка-50

Итак, каковы же выводы? Какую машину хотелось бы видеть "рабочей лошадкой" спецподразделений? Однозначного ответа нет. Если дать волю фантазии, то видится маневренная машина, с хорошей тяговооруженностью, вмещающая группу порядка 14 человек с полной экипировкой. Одной из наиболее важных характеристик такой машины может стать максимальное снижение заметности: широкое использование композитных материалов, многолопастной несущий винт (снижение шума), хвостовой винт также многолопастной и в кольцевой насадке (помимо меньшей шумности еще и снижается риск его повреждения при приземлении на неподготовленные площадки). Для повышения безопасности экипажа и перевозимого личного состава пол кабин и их стенки (хотя бы на часть высоты) могут быть закрыты броней (причем бронезащита из композитных материалов может стать частью несущей конструкции корпуса). Однако, разработка такой машины "с нуля" в нынешних условиях дело вряд ли возможное.

С другой стороны, если отталкиваться от уже существующих машин, видимо, ответом может стать специальная модификация все той же легендарной "восьмерки" (по аналогичному пути идут, например, американцы с их специальными модификациями вертолетов "Блэк Хок" и "Чинук") (Рис. 13).


спецназовский Чинук(из архива автора)

Такой вариант должен иметь оборудование для полетов ночью и в сложных метеоусловиях, позволяющее использовать для маскировки летящей машины режим автоматического огибания рельефа местности; систему дозаправки топливом в полете с другого вертолета или самолета-заправщика. Тяжелое вооружение такой машине вряд ли нужно - вполне достанет 2-3 пулеметов и шкворневых установок в блистерах для оружия десанта. Не следует забывать, что главное оружие разведчика - скрытность. Там, где начинается стрельба, разведка заканчивается.

Ну а если понадобится подобрать группу под огнем противника или решать задачи, по идее, входящие в круг обязанностей десантно-штурмовых подразделений - лучше специализированной ударной машины с задачей подавления противника и прикрытия действий транспортной вертушки все равно никто не справится.

Я сознательно не затрагивал в своей работе таких вещей, как вопросы организационной структуры (не секрет, что в настоящее время подразделения специального назначения не имеют "своей" авиации и весь богатейший опыт взаимодействия спецназа и приданных им вертолетных эскадрилий, накопленный в Афганистане, увы, давно и прочно забыт), уровень подготовки летного состава, а также умение самих спецназовцев взаимодействовать с авиацией. Каждая из этих тем сама может стать предметом отдельного детального разговора.


фото для статьи взяты с сайтов:

Фохбат Ми-8,Ми-24 из Чечни.
Уголок неба Ми-8,Ми-24,Ка-29,Ка-32.
Бразд.ру Ка-29,Ка-32,Ми-8,Ми-24.
Подбор фотографий и рисунков к статье - knight777
 
нравится ли Вам новое на Альманахе
 

Реклама:
На сайте собрано порядка 1500 тем для статусов и цитат