PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 471
ХудшийЛучший 
Архив старых номеров - Статьи Архива

Военно-промышленный комплекс и вооруженные силы Бангладеш

Sir Roberts of Qandahar

Материал предоставил: автор

Источник: получено от автора

Развитие стратегического баланса в Южной Азии становится в последнее время всё более значимым элементом общемирового политического процесса. Однако за противостоянием Индии и Пакистана и активными действиями США в Афганистане, которые являются главными причинами напряжённости в регионе, развитие военного потенциала прочих государств Южной Азии часто остаётся без должного внимания политологов и военных специалистов, хотя их роль в наращивании арсеналов современных вооружений в регионе довольно значительна. К таким государствам можно отнести Бангладеш.

Бангладеш относится к группе так называемых малых стран Южной Азии, в которую входят, помимо неё, Шри-Ланка, Непал и Мальдивские острова. Однако называть Бангладеш малой страной, как кажется, правомерно только в том смысле, что площадь этого государства действительно, невелика - 144 000 кв.км, что примерно равно площади Башкирии. Население же Бангладеш составляет 135 млн. человек, т.е. Бангладеш находится по этому показателю на шестом месте в мире. Средняя плотность населения страны, таким образом, достигает 800 человек на кв.км, и это при том, что многие районы на севере, юге и юго-востоке страны заселены весьма слабо.

История государственности Бангладеш насчитывает чуть более 30 лет, хотя территории, на которых впоследствии образовалось это государство, на протяжении долгого времени играли важную роль в формировании региональной подсистемы международных отношений.

Уже в средние века в Бенгалии широко распространился ислам, что разделило бенгальцев на две примерно равные группы - мусульман и тех, кто продолжал исповедовать индуизм. При этом ислам стал превалирующей религией в восточной части Бенгалии. Так была заложена основа разделения бенгальцев по религиозной принадлежности.

Земли, населённые бенгальцами, первыми в Индии попали под британское колониальное управление. Основание англичанами Калькутты, самого крупного из городов Большой Бенгалии, относится к 1696 году. Отсчёт британского колониального владычества в Индии принято вести с 1757 года, когда в битве при Плесси британский отряд разбил армию наваба (князя) Бенгалии. Бенгальская аристократия во второй половине 18 века начала активно сотрудничать с колонизаторами и в Бенгалии раньше, чем в других частях Индии сложилась прослойка, вобравшая традиции европейского воспитания и быта. Идеи национально-освободительного движения также впервые начали распространяться именно среди бенгальской элиты. Бенгалия играла очень значительную роль в экономическом и культурном развитии всей Британской Империи - ведь даже столицей Британской Индии до 1911 года была Калькутта. Бенгалия, особенно западная её часть, была одним из наиболее индустриализированных районов Индии.

В 1947 году, после ухода колониальной администрации из Британской Индии было образовано два государства - Индия и Пакистан. Деление было произведено по религиозному признаку - территории с большинством мусульманского населения вошли в состав Пакистана. Согласно плану разделения Индии, западная Бенгалия, где большинство составляли приверженцы индуизма, осталась в составе Индии, а мусульманская восточная часть Бенгалии со столицей в Дакке, стала одной из пяти провинций Пакистана под названием Восточный Пакистан.

Но уже с 50-х годов в Восточном Пакистане стало проявляться недовольство в связи со значительной дискриминацией, которой бенгальцы стали подвергаться в Пакистане. Правящая элита Пакистана состояла в большинстве из пуштунов и выходцев из Пенджаба, которые в общем, относились к единоверцам из далёкой и чуждой им Бенгалии как к "людям второго сорта". В государственных структурах Пакистана представители восточной части страны составляли едва восьмую часть, в то время как на эту провинцию приходилось больше половины от всего населения Пакистана. Распределение национального богатства было также крайне неравномерным - четыре провинции Западного Пакистана поглощали большую часть доходов, а нужды Восточного Пакистана финансировались фактически по остаточному принципу. Уровень жизни в Восточном Пакистане был в несколько раз ниже, чем в Западном, хотя и Западный Пакистан был крайне бедной территорией. Глухой протест бенгальцев зрел до начала 70-х годов, когда ход событий резко ускорился.

В 1970 году ко всем бедам Бенгалии добавился катастрофический тайфун. Он унёс жизни десятков тысяч человек, оставив более полумиллиона без крова, а гибель урожая стала причиной начала голода. На таком бедственном фоне в начале 1971 года в Восточном Пакистане прошли выборы, на которых с огромным преимуществом победила бенгальская партия Народная Лига. Поскольку за эту партию проголосовало большинство населения Пакистана (хотя в западных провинциях за неё было подано немного голосов), её руководство, в соответствии с законодательством, потребовало права на формирование кабинета министров, а также потребовало предоставления Восточному Пакистану более широкой автономии. Центральное правительство, не желая отдавать посты бенгальцам, объявило результаты выборов недействительными. В ответ отчаявшиеся жители Восточного Пакистана подняли восстание, а руководство Народной Лиги 26 марта провозгласило независимость и создание государства Бангладеш ("Страна бенгальцев").

Тогда центр пошёл на поистине безумный шаг, направив в Восточный Пакистан крупные военные силы из западной части страны, которые устроили резню, ставшую одним из самых кровавых событий во всей истории человечества. За несколько месяцев погибло более полутора миллионов, а по некоторым данным - около трёх миллионов бенгальцев. В события в Восточном Пакистане оказалась вовлечённой Индия, что окончилось индо-пакистанской войной 3-17 декабря 1971 года. Пакистан потерпел поражение, его 93-тысячный контингент в Восточном Пакистане капитулировал, а независимый статус Бангладеш был подтверждён. Пакистан окончательно отказался от любых претензий на Бангладеш согласно мирному соглашению, подписанному в индийском городе Симла летом 1972 года.

После обретения независимости перед бангладешским правительством встал вопрос о создании собственных вооружённых сил. Страна не обладала военно-промышленной базой, а вооружённые формирования состояли в основном из частей повстанческого движения "Мукти Бахини" ("Армия Освобождения"), которое в 1971 году оказывало сопротивление пакистанским карателям. Техника и вооружение этих частей почти полностью ограничивались лёгким и стрелковым оружием.

В наследство от пакистанской армии осталось некоторое количество техники сухопутных сил и ВВС. В основном это были британские, американские (танки М-24 "Chaffee"), или китайские образцы (танки "тип 59"). Индийцы оказали некоторое содействие, передав в 1972 году партию артиллерийских орудий, стрелкового оружия и боеприпасов, а в 1973 году - два патрульных катера.

Днём основания вооружённых сил Бангладеш считается 26 декабря 1971 года. Из отрядов "Мукти Бахини" и, частично, группировок ряда независимых полевых командиров были созданы Силы Национальной обороны (National Defence Forces[1]). Для пополнения рядов армии была объявлена масштабная кампания по набору. В 1975 году, после переворота и введения чрезвычайного положения, эта армия была формально распущена, так как новое руководство не вполне доверяло её командирам. После этого были созданы вооружённые силы страны в их современном виде (Bangladesh Armed Forces, BAF).

Роль вооружённых сил в жизни бангладешского общества выходит за рамки простой защиты рубежей и поддержания правопорядка. Несколько раз армия заявляла о себе как о влиятельной политической силе. В 1975-77 годах Бангладеш пережила несколько военных переворотов и путчей, сопровождавшихся кровавыми расправами и казнями. Так, первый президент страны М.Рахман был во время переворота в августе 1975 года убит группой офицеров вместе с членами семьи и несколькими родственниками. С тех пор политическая система Бангладеш отличается нестабильностью. За 31 год существования страны в Дакке успело смениться 19 правительств. В 1981 году после очередного переворота к власти пришёл генерал Х.М.Эршад, провозгласивший себя президентом. В течение 8 лет армия была у государственного руля, пока в конце 1990 года под давлением массовых народных выступлений хунта не ушла в отставку. Это событие, впрочем, не принесло заметной стабилизации.

В настоящее время, несмотря на то, что у власти находится демократически избранный кабинет, внутриполитическая обстановка продолжает оставаться неспокойной.

Поскольку после обретения независимости национальным ВПК Бангладеш не располагала, роль импорта вооружений стала определяющей. Создававшиеся в 70-е годы ВМС Бангладеш получили большое количество британской техники. Лондон традиционно присутствовал на южноазиатском рынке военно-морских вооружений и Великобританиясразу же предложила свои услуги в виде продажи по низкой цене списанных устаревших кораблей. Именно невысокая цена, по мнению аналитиков, привлекла Дакку [2] .

Созданием ВМС Бангладеш почти полностью обязана англичанам - в 1976 году был закуплен фрегат типа "Salisbury" (в ВМС Бангладеш - "Umar Farooq"), а в 1978 - два фрегата типа "Leopard" ("Abu Bakr" и "Ali Haider"). Закупка кораблей обошлась казне Бангладеш всего в 5 миллионов долларов.


фрегат (FF) типа Leopard (TYPE 41)"Ali Haider"

Бангладеш, правительство которой в 1972-73 годах придерживалось достаточно левых идей, в довольно большом объёме получила советскую помощь. Специалисты из СССР проводили разминирование акватории порта Читтагонг и восстановление ряда военных и гражданских объектов. Советскими силами был поднят и восстановлен затопленный во время войны пакистанский тральщик "Jessore", который до сих пор находится в составе ВМС как патрульный катер "Bishkali".

Советский Союз в 1972 году бесплатно передал Бангладеш эскадрилью МиГ-21 [3]. Однако эти самолёты сравнительно быстро выработали ресурс из-за плохих условий эксплуатации и отсутствия должной ремонтной базы. Получила молодая республика и советскую лёгкую бронетехнику. ВТС с Советским Союзом не могло быть длительным из-за того, что Дакка очень скоро попала в сферу влияния Пекина. Учитывая напряжённость отношений СССР и Китая, сотрудничество с Москвой, естественно, было быстро прекращено.

С середины 70-х годов отношения Бангладеш с Индией стали быстро портиться. Причиной этому было в значительной степени подозрение бангладешских правящих кругов относительно истинных намерений Дели - по их мнению, Индия желала полностью превратить молодое государство в сферу своего влияния и взять под контроль его внешнюю и внутреннюю политику. В определённой степени это было обосновано, так как в индийской правящей элите в то время начали проявляться великодержавные взгляды и стремление смотреть на малые страны региона как на "младших братьев", требующих опеки и надзора.

В 1976 году между Индией и Бангладеш едва не начался конфликт из-за спора о принадлежности одного из островков в Бенгальском заливе.

В целях обеспечения безопасности в условиях напряжённых отношений с Дели, Дакка стала активно развивать отношения с государствами, проводившими в регионе антииндийскую политику. Вполне естественно, у Бангладеш быстро наладились связи с маоцзэдуновским Китаем, который находился с Индией в отношениях острой вражды. Пекин, в согласии со своим стремлением к окружению Индии "враждебным кордоном" сразу же начал оказывать Дакке весомую помощь как в сфере экономического развития, так и в военной области.

В 1977-81 годах китайская военная помощь оценивалась в 500 миллионов долларов [4]. При этом очень весомым вкладом в развитие вооружённых сил Бангладеш было содействие китайских специалистов и инструкторов.

Для ВПК Китая оснастить малочисленные (в 1982 году - 70 000 человек [5]) вооружённые силы Бангладеш не представляло большого труда. Поставки вооружений из КНР привели к тому, что к началу 80-х годов практически вся бангладешская военная техника была китайских моделей. В 1989 году КНР поставил по льготной цене фрегат проекта "тип 053", названный "Osman", который стал первым крупным кораблём УРО в ВМС Бангладеш (ударное ракетное вооружение - 4 ПУ ПКР HY-1).


фрегат (FFG) TYPE 053 H1"Osman"

С конца 80-х годов китайско-индийские отношения имели тенденцию к нормализации, но Бангладеш осталась одним из приоритетных партнёров Китая в военной сфере. Как подчёркивали аналитики, КНР в 80-е годы полностью обеспечивал вооружённые силы Бангладеш всем необходимым [6].

Помимо Китая, отношения наладились и с другим государством, враждебным Индии - Пакистаном, невзирая на ещё свежую память о бойне 1971 года. В 1985 году в военные учебные заведения Пакистана была направлена группа бангладешских офицеров и с тех пор учёба курсантов в Пакистане стала обычным делом. Пакистан также осуществлял в начале и середине 90-х годов некоторые военные поставки в Бангладеш.

Югославия, которая из всего социалистического лагеря проявляла наибольшую самостоятельность во внешней политике, в начале 80-х также поставляла военную технику в Бангладеш, продав несколько вспомогательных кораблей, в т.ч. плавучие док и кран.

Важным стимулом к новым закупкам военной техники стал катастрофический тайфун, поразивший в конце апреля 1991 года район Бенгальского залива. Приливная волна смыла 40 из 45 истребителей F-7 и пять вертолётов "Bell-206" [7], находившихся на приморском аэродроме около Читтагонга. Из четырёх вертолётов Ми-8 два тоже были уничтожены - фюзеляж одного из них был заброшен волной за 4 километра от базы. ВМС также понесли огромные потери. Так, затонули два торпедных и два патрульных катера, две десантные баржи и несколько вспомогательных судов.

Все остальные корабли получили различные повреждения, многие вышли из строя на длительный срок. Ураган фактически оставил страну на несколько месяцев без флота и вдвое уменьшил состав ВВС. Для компенсации этих потерь правительство обратилось к экспортёрам, поэтому на 90-е годы приходится заметное увеличение числа закупок.

В 1992 году Китай поставил ракетный катер типа "Huangfen" и ещё один - типа "Hegu". 8 ракет HY-1 пришли годом позже. Один патрульный катер типа "Haizhui" был куплен в 1993 году, после этого - один тральщик типа Т-43, хотя вначале Бангладеш планировала закупить три тральщика (сказался недостаток финансирования) [8]. Кроме того, были проданы 6 F-7. Пакистан в 1993 году продал три торпедных катера китайского производства.

Российские экспортёры приняли деятельное участие в поставках в Бангладеш. Поставка 8 вертолётов Ми-17 в 1995 году позволила восстановить и пополнить поредевший парк военно-транспортной авиации. Самой громкой сделкой стала договорённость о продаже 8 истребителей МиГ-29 и партии ракет P-27 для их вооружения, реализованная в 1999-2000 годах. Несколько раз бангладешские официальные лица выражали желание продолжать закупки МиГ-29.

США также предложили к продаже ряд наименований. В 1995 году были проданы 12 учебно-тренировочных самолётов Т-37. Рост ВТС с Вашингтоном выразился в поставке в 1999 году четырёх военно-транспортных С-130В "Hercules". Малый объём контрактов делал возможной быструю их реализацию - обычно в течение одного года. Широкие масштабы приняло обучение бангладешских офицеров в США.

Новым гостем стала на бангладешском рынке Южная Корея. Первой поставкой было вспомогательное судно, затем - в 2000 году - последовала бесплатная поставка корейцами двух патрульных катеров. Наконец, в 2001 году в строй вошёл фрегат типа "Ulsan", получивший название "Bongobondhu" [9].


фрегат (FFG) типа Ulsan "Bongobondhu"

Он стал первым крупным боевым кораблём, закупленным после 1989 года. Ударное ракетное вооружение корабля состоит из итальянских ПКР "Teseo Мк-2". Фрегат был заказан в 1996 году, а его покупка частично оплачена за счёт Саудовской Аравии [10].

Следует также отметить роль Чехии, продавшей в 1995 году 8 УТС L-39. Ряд контрактов меньшего масштаба был заключён с Великобританией (продажа вспомогательного судна), Германией (различное оборудование), Украиной (поставка одного Ан-32), Малайзией (патрульный катер).

Вооружённые силы страны комплектуются на профессиональной основе. Всего же в Бангладеш в 2000 году имелось почти 20 миллионов человек, пригодных к военной службе [11]. Хотя юридически для приёма на военную службу нет никаких ограничений по национальному или религиозному принципу, на деле предпочтение отдаётся бенгальцам, исповедующим суннитский ислам. Представителям национальных и религиозных меньшинств попасть в вооружённые силы остаётся крайне сложно. Престиж профессии военного высок, а зарплата офицеров заметно больше, чем средний доход бангладешца.

Военная верхушка принадлежит к наиболее образованной прослойке общества. Очень часто военная служба является наследственным занятием на протяжении нескольких поколений. Состоятельные или имеющие протекцию офицеры стараются получить военное образование за рубежом, по возможности, в США или Западной Европе, популярны также учебные заведения Китая и Пакистана. Многие отставные офицеры занимаются бизнесом и торговлей.

В настоящее время личный состав сухопутных войск Бангладеш насчитывает 101 000 человек (в 1990 году - 90 000). В организационном плане сухопутные войска состоят из 7 дивизий (которые, в свою очередь, имеют в своём составе 16 пехотных, 1 бронетанковую, 3 артиллерийских и 1 инженерную бригаду). Помимо того, имеется 3 отдельных бронетанковых полка. Нумерация дивизий не совпадает с их количеством - например, близ Читтагонга базируется 24-я пехотная дивизия, в Дакке - 9-я.


танк "тип 62"

По данным на середину 2001 года [12] на вооружении этих сил имелась следующая техника:

  • Примерно 160 танков. Все они китайского производства - "тип 59", "тип 69" и "тип 62".
  • Лёгкой бронетехники не более 60 единиц. В основном это китайские машины нескольких моделей, БТР-70, несколько МТЛБ и чешских ОТ-62.
  • Парк артиллерийских орудий был представлен в основном разнообразными китайскими образцами. Следует назвать 30 105-мм гаубиц "тип 56", 20 "тип 54" (122-мм) и более 40 "тип 59" (130-мм). Кроме того, один полк был укомплектован 50 американскими 105-мм гаубицами М-101 поставок конца 70-х годов. Зенитная артиллерия имела примерно 50 китайских 57-мм и 37-мм пушек, могущих использоваться в качестве противотанковых, хотя в этом случае их ценность будет более, чем сомнительна. Миномёты - также все без исключения китайские (всего в войсках не более 150 штук).
  • Несколько американских ПТРК "TOW" и китайских ЗРК HN-5A - всё, чем Бангладеш могла похвастаться в ракетной сфере.

Страна также располагает военизированными частями общей численностью более 50 000 человек. Сюда относятся силы Пограничной охраны (10 000 человек - 41 батальон), 30-тысячный корпус "Бангладешские стрелки"; ("Bangladesh Rifles") в подчинении МВД, занимающийся поддержанием общественного порядка и охранной службой и формирующийся в большинстве из отставных военных. 5 000 бойцов насчитывают силы военизированной полиции и 200 человек - Береговая охрана.

Существует своего рода иррегулярное народное ополчение "Организация групп деревенской обороны" (Village Defence Parties Organization, VDPO), в рядах которого должно состоять не менее 64 человек в каждой деревне. Это ополчение было создано для оказания отпора сепаратистским группировкам и многочисленным бандитским шайкам, которые иногда насчитывают сотни членов и нападают на деревни, склады продовольствия или поезда, и для противодействия которым не хватает сил местной полиции. Крестьянские отряды самообороны редко имеют хорошее снаряжение, обычно они вооружены чем попало, зачастую ножами-косарями и бамбуковыми пиками.


истребитель F-6 (китайский вариант МиГ-19)

Личный состав ВВС - 6 500 человек. Вся авиация делится на 12 эскадрилий. В 2001 году имелось всего 70 боевых самолётов - китайские истребители F-7 (22 самолёта, 2 эскадрильи) и F-6 (16 самолётов, 1 эскадрилья) и фронтовые бомбардировщики А-5 (18 самолётов, 2 эскадрильи) [13]. Эскадрилья, сформированная из 8 российских МиГ-29 значительно увеличила мощь ВВС страны.

Военно-транспортная авиация имеет эскадрилью из 6 Ан-26 и эскадрилью Ан-32 (в её составе, впрочем, только три самолёта). Имеет страна также 4 упоминавшихся С-130В. Вертолёты военно-транспортной авиации - 15 Ми-17, 11 "Bell-212" и 2 "Bell-206".

Учебно-тренировочные самолёты, общим числом около 40 - в основном чешские L-39, китайские РТ-6, американские Т-37.


учебно-тренировочный самолет NAMC BT-6

ВМС, при численности личного состава 7 500 человек, предназначены в основном для патрулирования исключительной экономической зоны, защиты рыболовства и борьбы с пиратами. Служба береговой охраны, подчиняющаяся МВД, была в середине 90-х годов создана специально для подавления активности пиратов, чьи нападения на суда, в том числе иностранные, в последние несколько лет заметно участились. Так, в апреле 2000 года нападению пиратов прямо в читтагонгском порту подверглось российское судно. Штаб ВМС и самая крупная база находятся в Читтагонге. Кроме того, базы флота находятся в городах Кокс-Базар, Кхулна и Каптаи (Cox's Bazaar, Khulna, Kaptai).

Флот в настоящее время имеет в своём составе пять боевых кораблей водоизмещением больше 1 000 тонн, при этом их техническое состояние вряд ли можно признать удовлетворительным. Это вышеупомянутые три бывших британских фрегата постройки 50-х годов, китайский "Osman" и совсем новый "Bongobondhu". Британские фрегаты не имеют ракетного оружия, их радарные и гидроакустические системы являются крайне устаревшими, а ряд систем вообще не функционирует. "Umar Farooq", который с 2000 года не выходил в море, вероятно, вскоре будет списан.

Помимо того, в составе флота числятся:

  • 11 ракетных катеров двух типов китайского производства. Большинство было поставлено в 80-е годы, два - в начале 90-х.
  • 8 торпедных катеров китайского типа "Huchuan". Три поставлены Пакистаном в 1993 году.
  • Около 20 сторожевых кораблей, вооружение которых составляет малокалиберная артиллерия и пулемёты, причём водоизмещение от 100 до 400 тонн имеют только 8. Шесть кораблей - китайского производства, пять проданы Индией и два - Югославией. Пять малых катеров построены в Бангладеш в 70-е годы.

Национальной военно-промышленной базы в Бангладеш как таковой не существует. Выпуск военной техники пока ограничивается постройкой по упрощённой технологии патрульных катеров на верфи в г. Нараянгандж (Narayanganj), пригороде Дакки.

Два главных высших военных учебных заведения страны были основаны в 1977 году. Это военная академия в Бхатиари (Bhatiari), пригороде Читтагонга, и Высший военный колледж в Дакке (Defence Services Command and Staff College, DSCSC). В 1996 году в Дакке был создан также Национальный Колледж обороны (National Defence College, NDC). В г. Силхет имеется Школа пехоты и тактики (School of Infantry and Tactics, Silhet).

Вооружённые силы страны постоянно применяются во внутренних конфликтах. Среди множества проблем, с которыми приходится сталкиваться Бангладеш, на одном из первых по важности мест стоит вопрос сепаратизма. Хотя население Бангладеш достаточно однородно и бенгальцы являются абсолютным большинством, в стране проживает множество мелких народностей и племён, часть которых находится на стадии первобытнообщинного строя. Большой проблемой с 1972 года было сепаратистское движение народности чакма в Читтагонгском Горном районе (Chittagong Hill Tract). Военные действия, которые армия и военизированные части в течение 26 лет вели против боевиков чакма, фактически вывели из хозяйственного оборота десятую часть территории страны.

Только в декабре 1997 года было достигнуто перемирие, ставшее большим успехом правительства и позволившее несколько нормализовать обстановку в стране. Всё же проблема чакма полностью ещё не решена и нельзя исключать возможности новой эскалации насилия.

Бангладеш граничит только с двумя странами - Индией и Мьянмой, но отношения с обоими соседями далеки от хороших. Полученная в наследство от колониальных времён демаркация границы с Индией считается в Бангладеш несправедливой. Несмотря на соглашение 1974 года об урегулировании спора, Бангладеш продолжает претендовать на 112 пунктов на территории Индии, в основном в штатах Мегхалая, Мизорам и Трипура, Индия же в ответ предъявляет права на 36 пунктов. Перестрелки на границе не являются редкостью. Широкую известность получил инцидент 16-19 апреля 2001 года, когда бангладешские части перешли границу и захватили деревню Пирдивах, перебив находившийся там небольшой отряд индийских пограничников. После довольно интенсивного боя, в котором стороны применяли в основном лёгкое и стрелковое оружие, бангладешцы покинули территорию Индии. Полные данные о потерях с обеих сторон так и не стали достоянием гласности.

Согласно бангладешским СМИ, было убито трое бангладешских солдат, что является, несомненно, сильнзаниженной цифрой. Индийские потери были не меньше 16 человек.

Напряжённые отношения с Мьянмой Бангладеш унаследовала со времён нахождения в составе Пакистана. Самым острым моментом противоречий является давний спор вокруг планов постройки Мьянмой плотины на пограничной реке Наф. По мнению бангладешской стороны, ввод плотины в строй повлечёт большой ущерб сельскому хозяйству прилежащих районов. В 1967 году между Пакистаном и Бирмой даже произошло военное столкновение по этому поводу. Последняя крупная вспышка напряжённости по вопросу о строительстве плотины пришлась на январь 2001 года. Она сопровождалась перестрелками пограничных дозоров, иногда с применением миномётов. На границе постоянно происходят различные инциденты, порой переходящие в настоящие бои с десятками убитых. Военнослужащие обеих стран, нарушая границу, нередко специально убивают крестьян и лесорубов.

Район стыка границ Бангладеш, Индии и Мьянмы является одним из самых значительных в Азии центров контрабанды наркотиков и оружия. Граница в ряде мест фактически прозрачна, что позволяет криминальным группам и бандам сепаратистов из Индии и Мьянмы передвигаться из страны в страну и использовать территорию Бангладеш для базирования, создавая дополнительную напряжённость в пограничной зоне.

Важной областью деятельности для вооружённых сил Бангладеш является участие в международных миротворческих операциях. В 1991 году двухтысячный бангладешский контингент входил в состав многонациональных сил при проведении операции "Буря в пустыне". В настоящее время бангладешские военнослужащие являются второй по численности группой среди войск ООН. В 2000 году батальон сухопутных сил Бангладеш под флагом ООН был направлен в Сьерра-Леоне, а батальон инженерных войск - на Восточный Тимор.

Бангладеш является одной из беднейших стран мира - по доходу на душу она входит в последнюю пятёрку, опережая только такие страны, как раздираемые войной Афганистан и Руанда. Продовольствия не хватает просто катастрофически, 64 процента населения неграмотно, каждый год десятки тысяч людей становятся жертвами эпидемий тифа, холеры, тропических болезней, в стране свирепствуют малярия и туберкулёз. Около трети взрослого населения не доживает до 40 лет.

Понятно, что в условиях, когда большинство населения прозябает в страшной нищете, военные расходы ложатся на экономику Бангладеш тяжёлым бременем. Затраты Бангладеш на военные нужды всегда находились на уровне примерно 1.5-1.8 процентов ВВП, но, по словам некоторых политических деятелей, для такой бедной страны и эти расходы являются чрезмерными. Закупка МиГ-29, стоившая нации 124 миллиона долларов, была неоднозначно воспринята в правящей элите. Как заявила Х.Зия, лидер главной оппозиционной партии, "остаётся лишь гадать, зачем правительство пошло на этот контракт, когда главной для нас является проблема нищеты и недоедания.

Может быть, МиГ-29 смогут воевать с бедностью, бомбить наводнения и сбивать тайфуны?" [14]. Однако, военная верхушка настроена более оптимистично - ведь ВВС Мьянмы численно превосходят бангладешские вдвое, при том, что и Мьянма стала недавно обладателем 10 МиГ-29 (и ещё 2 МиГ-29УБ). До этого у Янгона не было более современных самолётов, чем те же китайские F-7.


истребитель F-7 (китайский вариант МиГ-21)

По мнению агентства Jane's, наличие МиГ-29 у Бангладеш вызывало у руководства вооружённых сил Мьянмы значительное беспокойство, а после того, как и Мьянма получила такие самолёты, баланс выровнялся [15].

Правда, условия эксплуатации МиГ-29 в ВВС Бангладеш могут оказаться такими, что срок их службы грозит стать намного короче, чем обычный для самолётов такого класса. Из-за недофинансирования и плохой ремонтной базы поддержание в боеспособном состоянии даже той немногочисленной военной техники, что имеется на вооружении, становится большой проблемой. Согласно индийским данным, примерно половина танков бангладешских сухопутных сил не сможет даже выехать за пределы части [16]. Износ многих сооружений превышает всякие нормы. В военном городке недалеко от Кокс-Базара термиты подгрызли деревянные балки гаража и рухнувшая крыша раздавила несколько джипов и два грузовика "Ниссан" [17].

В составе ВВС полностью боеспособные самолёты составляют также не больше половины от всего парка. Так, в феврале 2001 года руководство вооружённых сил было вынуждено констатировать, что "мы не располагаем самолётами в количестве, достаточном для защиты нашего воздушного пространства... В этом в первую очередь повинно неудовлетворительное состояние самолётов. При качественном наземном обслуживании число самолётов в строю можно было бы увеличить на 30 процентов" [18].

Флот находится не в лучших условиях. Корабли выходят в море редко, проводя большую часть времени в базах. В среднем квалификация матросов и офицеров недостаточна даже для эксплуатации сильно устаревшей техники.

Выводы.

Вооружённые силы Бангладеш испытывают достаточно острую потребность в современной технике. Однако, очевидно, интересы Дакки в сфере импорта вооружений следует выводить из особенностей вызовов национальной безопасности страны. Наиболее вероятным противником Бангладеш является Мьянма, чья армия находится на ещё более низком технологическом уровне. Высокой остаётся опасность эскалации сепаратистских движений. Поэтому необходимость будет возникать, по-видимому, в лёгком и стрелковом оружии и средствах борьбы с партизанскими группами. Вероятно, нет большого смысла предлагать Бангладеш дорогостоящие системы ПВО вроде С-300 или высокоточное оружие. Такие виды техники будут мало приемлемы для Дакки во-первых, в силу их дороговизны, во-вторых, из-за очевидного отсутствия острой потребности в их приобретении, в-третьих - явной нехватки квалифицированного личного состава для их эксплуатации.

Ведь контракт по продаже МиГ-29 стал скорее исключением, чем правилом, вдобавок, вызвал недовольство значительной части правящей элиты.

Так что кажется наиболее рациональным делать упор также на лёгкие самолёты, патрульные, ракетные или торпедные катера, лёгкую бронетехнику. С учётом быстрого износа техники в условиях Бангладеш целесообразно было бы предлагать услуги по её ремонту и модернизации, а также по обучению персонала. Возможно, бангладешцев заинтересует инженерное оборудование, оснащение для частей специального назначения или формирований по охране высших чиновников. Российские поставщики могут оказаться в выигрышном положении, если не станут завышать цену и если будут рекламировать всемирно известную надёжность российских вооружений.

Справочно.

Бангладеш - аграрная страна, доля промышленности в ВВП - 9 процентов. Денежная единица - така. Страна делится на 4 провинции. 98 процентов населения - бенгальцы. Преобладающая религия - суннитский ислам, малые народности исповедуют также буддизм, христианство, есть приверженцы первобытных верований.


Фото для оформления статьи найдены в интернете участником форума "ВИФ2" (apple16).
За фото танка "тип 62" персональное спасибо участнику форума "ВИФ2" PQ.

Использованные источники и литература

1.Иногда в литературе можно встретить название Jatio Rokhi Bahini - бенгальский эквивалент без перевода.
2.SIPRI Yearbook, 1973.
3.Jane's All the World Aircraft, 1982-83.
4.B.Buzan, G.Rizvi. South Asian Insecurity and the Great Powers. L., 1986, p.91.
5.Sisson Rose. War, Secession and the Creation of Bangladesh. New Delhi, 1990, p.114.
6.S.Kodikara. South Asian Strategic Issues. New Delhi, 1990, p.40.
7.Несмотря на предупреждение синоптиков о близости тайфуна, командование проявило преступную халатность, не перебазировав авиацию из опасного района. Пять истребителей уцелели только потому, что были вовремя подняты в воздух по личной инициативе лётчиков и перегнаны в Дакку.
8.SIPRI Yearbook, 1995.
9.Бонгобондху, или Бангабандху ("Друг Бенгальцев") - почётное прозвище первого президента Бангладеш М.Рахмана. В литературе и документах часто даётся без перевода.
10.Jane's Fightins Ships, 1996-97.
11.Hindustan Times, 07.01.2001.
12.Данные по индийскому сборнику Indian Armed Forces, 2000-2001.
13.F-7, F-6 и А-5 - китайский вариант МиГ-21, МиГ-19 и Ил-28 соответственно.
14.The Independent, Dhaka, 10.10.1999.
15.Jane's Defence Weekly, 3 April, 2002.
16.Indian Armed Forces. 2000-2001. New Delhi, 2001, p.115.
17.The New Nation, Dhaka, 08.07.1999.
18.The Independent, Dhaka, 25.02.2001.

 
нравится ли Вам новое на Альманахе
 

Реклама:
На сайте собрано порядка 1500 тем для статусов и цитат