PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 470
ХудшийЛучший 
Архив старых номеров - Статьи Архива

Десантно-штурмовые войска СССР

Рядовой К

Материал предоставил: автор (сайт "Орды Третьего Рима")

Источник: публикуется впервые, получено от автора специально для публикации в "Альманахе"

От автора:
В данной статье, автор постарался просуммировать свои знания по десантно-штурмовым частям Советской Армии и, кратко сформулировав, выложить их для всеобщего обозрения. Конечно же, данное исследование не является окончательным. Прежде всего, это связано с тем, что до сих пор нет ни одной официальной открытой (т.е. не секретной) публикации по истории ДШВ, их боевому составу, не говоря уже об их организационно-штатных структурах, способах и методах боевого применения и т.п. Всё что вы здесь прочтёте, было собрано натурально по крупицам, из множества различных источников – в подавляющем большинстве работа базируется на основе опросов ветеранов ДШВ, людей с ними соприкасавшимися по роду службы, а также ряда официальных документов. Поэтому, прошу судить меня строго, но по справедливости ибо "... аще где в книге сей грубостию моей пропись или небрежением писано, молю Вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения ...".

Автор выражает огромную признательность всем, кто ему помог, предоставив свою память и потратил время на ответы.

Автор будет благодарен всем, кто выскажет своё мнение о статье, укажет на неточности, неправильности или наоборот сможет подтвердить авторский анализ (без этого было не обойтись).

Сокращения и аббревиатуры.

  • ВДВ – воздушно-десантные войска
  • СВ – сухопутные войска
  • СА – Советская Армия
  • ДШВ (ДШЧ, ДШФ) – десантно-штурмовые войска (части, формирования)
  • ДШД – десантно-штурмовые действия
  • ДШО – десантно-штурмовая операция.
  • ВДО – воздушно-десантная операция.
  • ТакВД – тактический воздушный десант.
  • вдд – воздушно-десантная дивизия (увдд – учебная вдд)
  • одшбр – отдельная десантно-штурмовая бригада
  • одшб – отдельный десантно-штурмовой батальон
  • одшп – отдельный десантно-штурмовой полк
  • овдбр – отдельная воздушно-десантная бригада
  • овшбр – отдельная воздушно-штурмовая бригада
  • гв. – гвардии
  • минбатр,минв – миномётная батарея, взвод
  • птбатр, птв – противотанковая батарея,взвод
  • ВО – военный округ
  • ГВ – группа войск
  • ОА и ТА – общевойсковая (танковая) армия
  • Г – гаубица
  • П – пушка (ГП – горная пушка)
  • М – миномёт
  • ПТРК – противотанковый ракетный комплекс
  • РПГ – ручной противотанковый гранатомёт
  • СПГ – станковый противотанковый гранатомёт
  • АГС – станковый автоматический гранатомёт
  • РХБЗ – радио-химико-биологическая защита
  • РХР – радио-химическая разведка

Содержание.

  1. О сущности воздушных десантов.
  2. Предыстория.
  3. Пробный шаг. У капиталистов. У нас.
  4. Идея прокладывает себе дорогу. "Объёмники". Новая волна. Подчинённость. Комплектование. Обмундирование и снаряжение.
  5. Организация и вооружение.
  6. О терминах.
  7. Немного о боевом применении. Практические примеры. Различия между ВДВ и ДШВ.
  8. Вертолёты - главная проблема.
  9. Итоги.

     

"… Природа войны может оказывать существенное влияние на соотношение различных родов войск."
К. Клаузевиц

 

1. О СУЩНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ.

Момент появление идеи воздушных десантов, как засылки воинских формирований в тыл противника по воздуху возникла не известно когда. Однако, долгое время она носила строго фантастический характер и только в годы Первой мировой войны, смогла получила хоть какой-то материальный базис в виде создания воздушного транспортного средства – самолёта-аэроплана. И если сначала, идея носила исключительно диверсионно-разведывательный характер, то вскоре, в связи с бурным развитием авиации в годы войны, с созданием достаточно надёжных и вместительных воздушных судов, стала приобретать более масштабный вид логический приведший к митчеловской идее высадки в тылу германских войск сначала дивизии, а затем и целой "воздушно-десантной" армии. Впрочем, мы можем только гадать, был бы реализован этот прожект, продлись война ещё на год-другой, или нет. Во всяком случае, после окончания войны, данная идея хоть и не получила серьёзного материального воплощения, но продолжала витать в воздухе будоража умы. "Позиционный кошмар" Западного фронта у всех был на виду, и многие, отличающиеся страстью к новаторству военные теоретики (или считающие себя таковыми) настойчиво искали инновационные пути способные предотвратить такую ситуацию в дальнейшем.

Таким образом, для воздушно-десантных войск (ВДВ), сразу выявилась главная, определяющая цель – содействие наступающим группировкам наземных войск. Почти вся последующая история применения воздушных десантов (ВД), подтверждает этот тезис*.

* Особое положения занимают ВД на острова. Как правило, они проводятся в рамках содействия морскому десанту или вообще в рамках разномасштабных военных действий на море. Т.е., роль Сухопутных войск в этом случае играют ВМС.

Абсолютным исключением является скандальная Критская ВД операция (ВДО) не имевшая жёсткой увязки с действиями ни наземных, ни морских сил; имевшая, таким образом, строго самостоятельный характер. Впрочем, если увязка с Сухопутными войсками была не возможной по вполне понятным и объективным причинам, то слабая связь с флотом была вынужденной.

В рамах такой цели, перед ВДВ ставилась и задача, заключавшаяся, как правило, в захвате некоего участка местности (обычно - за линией соприкосновения сторон) с последующим его удержанием на некоторое время (например – до подхода наступающих наземных сил).

Конкретная боевая задача определяет способы и методы действия ВДВ заключающиеся в десантировании (выброске, высадке), наступлении (атаке, штурме) и обороне.

Это приводит к общему определению боевых возможностей ВД формирования, которые заключаются:

  • а) в способности захватить определённую территорию (участок местности, объект), в т.ч. атаковать и уничтожить (выбить) находящегося там противника;
  • б) в способности организовать действенную оборону захваченной территории (объекта) на некоторый период;
  • в) но, всё это - при соблюдении условия наличия способности быть переброшенным по воздуху.

Столь пространное вступление мне потребовалось для того, что бы читатель (быть может, совсем посторонний, но интересующийся вопросом) сразу уловил суть боевого применения воздушных десантов.

Теперь же, обратимся, к собственно теме статьи.

2. ПРЕДЫСТОРИЯ.

Появление ДШВ жёстко увязано с появлением вертолётов, точнее, с созданием образцов имеющих необходимый комплекс свойств. Так уже было в военной истории, когда технический прогресс выводил на арену битв новые рода и виды вооруженных сил. Однако, была и другая предтеча заключающаяся в особенностях форм боевого применения ВД выразившаяся в их применении в качестве составной части операций оперативно-тактического масштаба.

… Увы, но видимо стоит признать, что первые десантно-штурмовые операции (действия) связанные с высадкой сравнительно небольших десантов были проведены немцами в ходе Второй мировой войны. Вот их список некоторых из них: Вордингборгский мост (Дания, 1940 г.), форт Эбен-Эмаель (Бельгия, 1940 г.), мосты через канал Альберта (Бельгия, 1940 г.), комплекс мостов через Маас (Голландия, 1940 г.), мосты через Зап. Двину и Березину (СССР, 1941г.). Все они полностью попадают под определение десантно-штурмовых операций хотя и проводились силами германских ВДВ и спецназа. Все они были проведены в рамках макроцели – обеспечить максимально быстрое продвижение своих наземных войск, блокировать (задержать) войска противника на их позициях и т.д. Способы десантирования при этом были самые разные: парашютный, посадочный на планерах, посадочный на самолётах. Но в последующие годы Войны, такие десанты фактически не использовались. Воюющие стороны заинтересовались более крупномасштабными ВДО, которые, способны уже сами по себе повлиять на общую оперативно-стратегическую обстановку на фронте. В этом же русле продолжалось и послевоенное развитие, в т.ч. и советской, теории применения ВДВ.

Причины, по которым советское военное командование не проводило тактических воздушных десантов в период наступлений 1944-45 гг. не ясны. Скорее всего, здесь задействованы три основных фактора. Во-первых, неудачи крупномасштабных ВДО несколько подорвали веру в эффективность десантов вообще (во всяком случае - при имевшейся материально-технической базе). Во-вторых, сама идея мелких десантов, вероятно, представлялась неверной; их возможные результаты не виделись действенными. В-третьих, командование просто не считало необходимым их применять – т.е. считало, что лучше обходится отработанными и поверенными чисто наземными методами. Но это всё только предположения. Лично автору, представляется вполне возможным выделять из уже имевшихся к 1944 многих сотен (на 1945 г. более 1000 ед.) отличных военно-транспортных самолётов Ли-2 и С-47 несколько десятков машин и выбрасывать по парашютно-десантному батальону на те же пути снабжения или для захвата речных плацдармов – уже это могло в ряде случаев существенно облегчить действия наземным войскам. Но – что было, то было.


высадка 901 одшб на учениях

В кон. 1940-х, неожиданно для всех, на сцену просто таки вырываются вертолёты – новый класс летательных аппаратов. Вертолёты (которые этому моменту достигает достаточного для боевого применения уровня технического совершенства) с успехом зарекомендовали себя в Инчхонской морской десантной операции (МДО) и в последующих действиях американских войск в Корее. Подсуетившиеся отечественные конструкторы представляют довольно удачную машину – Ми-4 – которая начинает с 1953г. массово поступать в войска.

Уже в 1954 было проведено первое крупное экспериментальное десантирование с 36 вертолётов пехоты с автомобилями и артиллерией. Были также проведены ряд опытовых учений (в т.ч. и с реальным применением ядерного оружия) по высадке в тыл противника вертолётных десантов батальонного и полкового масштаба… Однако, на том дело и заглохло. То есть, никаких оргмер по созданию специализированных формирований не было принято. Причины тому видятся следующие. Во-первых, отрицательную роль играл "хрущёвско-ракетный" фактор. Во-вторых, переразмеренность ВДВ – они в первой половине 1950-х гг. насчитывают целых 15 дивизий; а иметь ещё какие-то десантные части – это уже наглость, тем более что началось "хрущёвское" общее сокращение ВС. В-третьих, окончательно поразившая к этому времени мир ядерная паранойя не оставляла места в боевых порядках чистым (без защиты брони БТР) стрелкам-пехотинцам; вертолёт же виделся слишком "хрупкой" по сравнению с БТРом машиной. В-четвёртых, помимо парашютно-десантных частей ВДВ в обилии имелись до 1957 г. и стрелковые дивизии, подразделения и тех и других, могли в случае постановки такой задачи быть десантированы с вертолётов в тыл противника. Ну и, наконец, в-пятых, воспитанным на мощи танковых бронекулаков советским военачальникам аляповатые, медлительные и слабозащищённые летающие каракатицы с пропеллером на макушке (это в век "реактивных скоростей" и стремительной зализанной аэродинамики!) не представлялись тем средством, которое смогло бы придать войскам новые невиданные доселе возможности.

3. ПРОБНЫЙ ШАГ.

У капиталистов.

В общем-то похожая ситуация была с теорией ВДО и у американцев. Лучшей иллюстрацией может послужить следующая фраза генерала американских ВДВ Джеймса Гейвина из его книги "Воздушно-десантная война": "…<воздушно-десантные> войска должны использоваться массировано, а не мелкими группами. и лишь там, где их действия могут оказать решающее влияние, а не во многих пунктах, где они способны достичь лишь местных тактических успехов." Однако, имевшийся у них опыт войны на том, что позже стало называться "слабо оборудованный ТВД", т.е. на Корейском полуострове, заставил американское командование призадуматься и поступить более гибко. Вертолёт себя показал весьма перспективным средством транспортировки в условиях горно-лесистой местности и отсутствия дорог. Численность вертолётов сильно подскакивает - к концу войны в составе армейской авиации имелось уже 1140 ед., тогда как в начале имелось только 56 ед. Американское командование создаёт и опытовое соединение – 11-ю воздушно-штурмовую дивизию (Air Assault Division). На её базе и на базе ещё двух соединений (10-й воздушно-транспортной бригады и 2-й пехотной дивизии) в июле 1965 создаётся (точнее сказать переформировывается из имевшейся) 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия - Cavalry Division (Airmobile). Существенным нововведением стало то, что в состав её боевых подразделений были впервые введены и вертолёты в качестве транспортного и боевого средства общим числом до 434 (428 по др. данным) ед. Дивизия была в конце того же месяца переброшена во Вьетнам. И даже не смотря на отсутствие должной теоретической проработки аэромобилных (вертолётно-десантных) операций, не говоря уже о соответствующих практических занятиях, показала себя с наилучшей стороны. Разумеется, не только эта дивизия имела вертолёты. Все американские дивизии во Вьетнаме имели в своём составе большое количество вертолётов. Так если в сер. 1967 было ок. 2000 ед., то в 1968 их количество достигло 4200 ед.!

Вообще говоря, если в Корее вертолёты только заявили о своём существовании и перспективы их были достаточно смутные, то война во Вьетнаме возвела вертолёт в зенит славы и популярности. До этого времени, они всё же воспринимались скорее как некая экзотика сугубо вспомогательного назначения. Американцы настолько влюбились в вертолёты, что некоторые горячие головы стали утверждать о закате парашютного (с самолётов) десантирования как такового.

У нас.

Столь активное и столь удачное применение вертолётов произвело впечатление и на советское командование. Идея реанимируется – в ходе стратегических учений "Днепр-67" в основном на базе 51-го гв.пдп формируется экспериментальная сводная 1-я воздушно-десантная бригада под командованием нач. отдела боевой подготовки управления ВДВ ген.-майора Кобзаря. Её используют для захвата плацдарма через Днепр, где также участвует перебрасываемый вертолётами мотострелковый батальон с приданными самоходными орудиями. В специально созданной рабочей группе при Генштабе проводятся теоретические разработки и эксперименты. И вот, по итогам этих работ, в 1968 г. принимается решение о формировании в Забайкалье и на Дальнем Востоке отдельных воздушно-штурмовых бригад (овшбр). В 1969 происходит формирование: 11-й (ЗабВО), 13-й (ДВО) овшбр; а в 1973 к ним добавляется и четвёртая бригада – 21-я в Кутаиси (ЗакВО).

Бригады формировались, как говорится, с "чистого листа". На их укомплектование были направлены офицеры и солдаты из состава округов, а офицеры из ВДВ были назначены только на должности специалистов по воздушно-десантной службе (ВДС) и на должности командиров бригад (так, на должность командира 11-й овшбр был назначен бывший командир 51-го гв.пдп полковник Резников).

Но и тут, сыграли роль ряд субъективных факторов особенностей советской военной мысли. Данные соединения было признано целесообразным иметь только для действий на труднопроходимой для наземной технике горно-лесистой (таёжной) местности, а для Европейского ТВД они были "признаны" не состоятельными. Обе дальневосточные бригады были предназначены не столько для проведения десантов в тылу противника сколько для прикрытия большого участка советско-китайской границы. (Даже был плакат наглядной агитации с несколько сюрреалистической надписью: "Десантник-штурмовик – часовой границы".) Авиатранспортное обеспечение каждой из бригад осуществляли два штатных вертолётных полка. При этом, воздушный и наземный компоненты имели различную административную подчинённость: наземный компонент – Главнокомандованию СВ, а воздушный – Главнокомандованию ВВС; что неизбежно создавало ряд серьёзных проблем.

Для осуществления же воздушных тактических десантов на ЕвроТВ планировалось привлекать обычные мотострелковые или парашютно-десантные подразделения (роты и батальоны) выдёргивая их из общевойсковых и воздушно-десантных дивизий

Здесь же следует сказать немного и о терминологии. Не гоже пользоваться терминами сотворёнными капиталистами и к концу 1973-74 гг., были подобраны отечественные названия и терминология; бригады и их батальоны; а также способы их боевого применения были переименованы в десантно-штурмовые. Таким образом, американские термины "воздушно-штурмовой" и "аэромобильный" постепенно перестали применяться к советским ДШЧ и стали упоминаться только по отношению к иностранным формированиям этого типа.

В конце 1973 г. все имевшиеся бригады переформировываются в десантно-штурмовые с изменённой организационно-штатной структурой (ОШС).


ДШР морской пехоты на БТР высаживается на берег

4. ИДЕЯ ПРОКЛАДЫВЕТ СЕБЕ ДОРОГУ

"Объёмники"

В 70-х гг. за толстыми стенами зданий Генштаба, Минобороны и исследовательских учреждений развернулась явно нешуточная по накалу и чрезвычайно важная по своим последствиям научная дискуссия в сочетании с ковёрной и подковёрной борьбой мнений, расчётов и амбиций…

В 1975 г., рабочая группа под руководством генерал-лейтенанта И. Юрковского выдвинула идею о создании нового типа операции – т.н. "объёмной операции" взамен, как они утверждали подустаревшей концепции "глубокой операции". Суть её состояла в том, что бы не "прогрызать" оборону противника, а "перепрыгивать" через неё минуя зоны заражения и узлы обороны – таким образом резко повышался темп наступления. Идея была поддержана некоторыми военачальниками (генерал-лейтенанты И.Джорджадзе и Г.Демидков) и углублена. Стал вопрос о глобальной смене всей теории операций; создании принципиального нового "воздушного эшелона" из наземных войск.

Реализация такой идее требовала коренной смены приоритетов в военном строительстве и принципиально теснила позиции господствующих в военном руководстве сторонников бронированных армад. Однако, вместо объективной оценки военной перспективы, вместо понимания марксистско-ленинской диалектики развития, возобладали ведомственность и негибкость…и "объёмники" были разгромлены…

Новая волна.

И всё же, "традиционалистам" пришлось таки немного потеснится – уж больно интересные доводы были представленны "объёмниками". В середине 1979 г. начальником ГШ ВС СССР маршалом И.Огарковым, было принято решение о формировании к дополнение уже имеющимся трём бригадам:

  • – 11-я в Забайкальском ВО (г. Могоча и Амазар),
  • – 13-я в Дальневосточном ВО (г. Магдагачи и Завитинск),
  • – 21-я в Закавказском ВО (Грузия, г. Кутаиси),

ещё второй волны десантно-штурмовых частей двух типов.

Во-первых, восьми отдельных десантно-штурмовых бригад окружного (группового) подчинения:

  • – 35 гв. одшбр в Группе Советских войск в Германии (ГДР, г. Коттбус),
  • – 36 одшбр в Ленинградском ВО (Ленинградская обол., пгт Гарболово),
  • – 37 одшбр в Прибалтийском ВО, подчинен. ГК ЗН (Калининградская обл., г. Черняховск),
  • – 38 Венская одшбр в Белорусском ВО (Белоруссия, г. Брест),
  • – 39 одшбр в Прикарпатском ВО (Украина, г. Хыров),
  • – 40 одшбр в Одесском ВО (Украина, г. Николаев),
  • – 56 гв. одшбр в Туркестанском ВО (*),
  • – 57 одшбр в Среднеазиатском ВО (Казахстан, пгт Актогай).

Во-вторых, порядка двадцати отдельных ДШ батальонов:

  • – 48 одшб в Туркестанском ВО, окруж. подчинения (**)
  • – 139 одшб в Прибалтийском ВО, 11-я гв. ОА (г. Калининград),
  • – 635 одшб в Дальневосточном ВО, 15-я ОА (г. Хабаровск),
  • – 802 одшб в Закавказском ВО, 9-я ОА (Грузия, г. Цулукидзе),
  • – 899 одшб в Группе Советских войск в Германии, 20-я гв. ОА (ГДР, г. Бунг) ,
  • – 900 одшб в Группе Советских войск в Германии, 8-я гв. ОА (Лейпциг, р-н Шинау),
  • – 901 одшб в Центральной Группе войск, груп. подчинения (Чехословакия, р-н н.п. Рьечки),
  • – 902 одшб в Южной группе войск, груп. подчинения (Венгрия, г. Ниредьхаза),
  • – 904 одшб в Прикарпатском ВО, 13-я ОА (Украина, г. Владимир-Волынский),
  • – 905 одшб в Одесском ВО, 14-я ОА (Молдавия, г. Бендеры),
  • – 906 одшб в Забайкальском ВО, N-я ОА (пос. Хада-Булак – р-н г. Борзя),
  • – 907 одшб в Дальневосточном ВО, 43-й АК / 47-я ОА (Еврейская АО, г. Биробиджан),
  • – 908 одшб в Киевском ВО, 1-я гв. ОА (Украина, Черниговская обл., пгт Гончарово)
  • – 1044 одшб в Группе Советских войск в Германии, 1-я гв. ТА (ГДР, Дрезден-Кёнигсбрюк)
  • – 1156 одшб в Прикарпатском ВО, 8-я ТА (Украина, Житомирская обл., г. Новоград-Волынский)
  • – 1179 одшб в Ленинградском ВО, 6-я ОА (Карелия, г. Петрозаводск)
  • – 1185 одшб в Группе Советских войск в Германии, 2-я гв. ТА (ГДР, г. Равенсбрюк)
  • – N-й одшб в Белорусском ВО, 28-я ОА (Белоруссия),
  • – N-й одшб в Белорусском ВО, 7-я ТА (Белоруссия),
  • – N-й одшб в Забайкальском ВО, N-я ОА (г. Кяхта).

В течении августа-декабря 1979 эти части были в основном созданы.


Афганистан: сводный полк МП (фактически усиленный одшб на БТТ) на БМП-2Д в бою

В 1984-86 гг. формируют ещё несколько бригад***:

  • – 23-ю одшбр в Киевском ВО, подчин. ГК ЮЗН (Украина, Кременчуг),
  • – 58-ю одшбр в Киевском ВО (Украина, Кременчуг),
  • – 83-ю одшбр в Северной группе войск, груп. подчинения (Польша, Бялогард),
  • – 100-я одшбр в Сибирском ВО (РСФСР, Абакан);

а также два отдельных полка для штатных Оперативно-маневренных групп (ОМГ) – они же – т.н. Отдельные армейские корпуса (ОАК):

  • – 1318-й одшп в БВО, 5-й гв. ОАК (Белоруссия, Боровуха-2)
  • – 1319-й одшп в ЗабВО, N-й ОАК (Читинская обл., Кяхта) – сформирован из дислоцировавшегося там одшб.

* Формально бригада считается сформированной в Чирчике на базе 351 гв.пдп. Однако, де-факто, её формирование проводилось разрозненно в четырёх центрах (Чирчик, Капчагай, Фергана, Иолотань), а сведена в единое целое уже перед самим вводом в Афганистан в Термезе. Штаб же бригады (или офицерский кадр), как формально и её кадр, по-видимому дислоцировался первоначально в Чирчике.

** Буквально через несколько месяцев после формирования был влит в состав 66-й оовбр (омсбр) в Афганистане. Вообще же, в составе Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВ) в Афганистане имелось две бригады особой организации известных "в народе" как 66-я и 70-я отдельные мотострелковые (а в действительности носящими именование "отд. общевойсковая бригада" – оовбр.). В их составе имелось по одному одшб.

*** Общее количество одшбр в Советской Армии, как развёрнутых так и кадрированных точно мне неизвестно. Однако, некоторые источники называю цифру до 24 бригад. Примечательно, что по всей видимости в Московском, Приволжском и Уральском ВО десантно-штурмовых частей (ДШЧ) не было.

Подчинённость.

Многих интересует вопрос – входили ли ДШЧ в состав ВДВ? Если кратко – то нет, не входили. ДШЧ входили в состав Главнокомандования СВ (ГК СВ). Означает ли это в данном случае, что военнослужащие ДШЧ не воздушные десантники? Не означает. Организационная, административная принадлежность ДШЧ к ГК СВ, просто является особенностью существовавшей советской военной организации. Находясь в подчинении ГК СВ ДШЧ непосредственно подчинялись командованию общевойсковых объединений – корпусов, армий, фронтов в военное время, военных округов и групп войск – в мирное. Более того, с ними повторилась таже ситуация что и с частями специального назначения – боевые части такие были, а войск таких не было. Было управления командующего танковыми войсками, мотострелковыми, но не было управления командующего десантно-штурмовыми войсками. Формально говоря, самих войск таких не было, как не было и войск специального назначения. Такая ситуация сказывалась на ДШВ самым не благоприятным образом. Они стали пасынком сразу двух мачех – с одной стороны ВДВ, а с другой стороны ГК СВ. Второсортное (особенно это сказывалось в первые годы существования) положение в негласной внутриармейской иерархии приводило и к соответствующим неприятным последствиям: ухудшенным вниманием к проблемам, худшим снабжением, меньшим вниманием к комплектованию и обучению и т.д. В сознании офицеров и ВДВ и СВ определение их в ДШВ зачастую считалось "ссылкой" (пожалуй кроме частей в группах войск – там все места понятно ценились выше).

В оперативном плане (организация боевого применения), части ДШВ подчинялись командованию общевойсковых объединений – армий и фронтов (округов, групп войск); а разработкой способов и форм их боевого применения и подготовки управление боевой подготовки ГК СВ заведовало совместно с отделом БП командования ВДВ.

В 1990 г., ДШЧ, административно и оперативно были подчинены командованию ВДВ. Это имело два противоположных по значимости следствия. С одной стороны, это сказалось положительно в том смысле, что ДШЧ таким образом обрели "родного отца" вместо подозрительного отчима и злой мачехи, а их статус сразу повысился и приобрёл "законный" вид. Но с другой стороны, нарушилось тесное взаимодействие штабов ДШЧ с, ранее вышестоящими, а теперь неизвестно как относящимися, штабами общевойсковых объединений. ДШВ, предназначенные к действиям в интересах общевойсковых объединений перестали подчиняться их командованию, что, по моему мнению, резко снизило эффективность их боевого применения. Видимо наилучшим решением было бы такая схема подчинения: административно – командующему ВДВ (комплектование, разработка способов и форм действий, вооружение и военная техника, униформа и экипировка), оперативно (боевое применение) – командующим оперативным и оперативно-стратегическим объединениям в интересах которых данное формирование предполагается использовать.

Впрочем, при начавшемся в 1989 г. развале советских Вооружённых Сил всё это уже играло мало роли. Но это уже другая история…

Комплектование.

Для создания и укомплектования "второй волны" ДШЧ было принято решение о расформировании 105-й гв.вдд и 80-го гв. пдп 104-й вдд. Для доукомплектования направлялись офицеры и солдаты военных округов и групп войск. Так, 36-я одшбр была сформирована на основе 237-й гв.пдп (он был скадрован) выделившего офицерский состав и частей Ленинградского ВО; 38-я Венская – на основе офицеров штаба 105-й гв.вдд, а также офицеров и солдат в/ч Белорусского ВО.

В ДШЧ военных округов большая часть офицеров была с в/ч округов: для одшб только командиров подбирали с ВДВ, остальных с округов; в одшб групп войск к комбату добавлялся и замкомбата, а также, частично и командиры рот. Для укомплектования вновь созданных частей, в 1979 г. в военных училищах готовящих офицеров для ВДВ, был увеличен набор, и с 1983-84 гг. уже большая часть офицеров шла в ДШВ будучи подготовленной по программе ВДВ. В основном назначали в одшбр групп войск, реже - в одшбр округов, и еще реже в одшб. В 1984-85 гг. была осуществлена перетасовка офицеров в группах войск - почти все офицеры заменились в ДШВ. Всё это увеличило процент офицеров ВДВ (плюс - замены в Афганистане). Но при этом всегда наиболее подготовленные выпускники военных училищ и академий распределялись в ВДВ. Правда, не обходилось без протекций, но это касалось только распределения в группы войск - шла война в Афганистане, офицеры ВДВ пошли туда по второму кругу, и искушение пристроить своего подальше было велико.

В отношении комплектования срочнослужащим солдатским составом, на ДШЧ распространялись теже медицинские требования и прочие правила отбора, что и для ВДВ. Выделялся наиболее здоровый и физически развитый призывной контингент. Высокие требования отбора (рост – не ниже 173 см; физическое развитие – не ниже среднего; образование – не ниже среднего, отсутствие медицинских ограничений и др.) обуславливали достаточно высокие возможности при боевой подготовке.

В отличие от ВДВ, в которых имелась собственная большая "Гайжюнайская учебка" – 44-я увдд; ДШВ комплектовались младшими командирами и специалистами в основном закончившими учебные дивизии Сухопутных войск и в меньшей степени гайжюнайскими питомцами.

Обмундирование и снаряжение.

В связи с тем, что ДШВ входили организационно в состав Сухопутных Войск, первоначально их обмундирование, снаряжение и нормы довольствия почти полностью соответствовало таковым в мотострелковых войсках. Командование не захотело обращать внимание на несоответствие ряда элементов общевойсковой формы и снаряжения десантной специфики, не учло оно и морального фактора. В общем, до сер. 1983, весь л/с ДШВ ходил в обычной форме мотострелков - правда, за совсем уж явным несоответствием стандартные вещмешки-сидоры заменили на десантные рюкзаки РД-54. Однако, при этом, случались и "неуставные" отходы от этого правила. Так, можно было видеть ВДВешные "птички" на красных петлицах, а увольнявшиеся с действительной службы старались раздобыть "нормальную" десантную форму – с тельняшкой и беретом - и в уже в таком виде ехать "на дембель".

Для совершения парашютных прыжков выдавались т.н. "прыжковые" комбинезоны ВДВ.

Летом 1982, буквально перед кончиной Л.И. Брежнева, было решено нормализовать ситуацию и перевести ДШВ на нормы снабжения и форму ВДВ, что и было сделано к весне следующего года почти повсеместно. И солдаты и офицеры охотно надели голубые береты и тельняшки быстро избавляясь от опостылевшего и презираемого "красного цвета".

Для снабжения ДШВ был разработан транспортно-разгрузочный жилет БВД конструктивно напоминающий гедеэровский десантный жилет. Однако, он так и не поступил в войска в массовом порядке.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

К сожалению, подробно, первоначальная организация воздушно-штурмовых бригад мне не известна. Поэтому, придётся ограничиться только общей структурой. Структурно бригада состояли из: боевого (бвп) и транспортно-боевого (тбвп) вертолётных полков (всего 80 Ми-8Т, 20 Ми-6А и 20 Ми-24А), трёх парашютно-десантных (пдб) и одного воздушно-штурмового (вшб) батальона. Бригады имели также артиллерийские, противотанковые, зенитные и специальные подразделения. Считается, что бригады имели довольно мощный состав, в общем-то не характерный для советских десантируемых частей того периода. Бригада имела статус тактического объединения – т.е. была равной дивизии.


Афганистан: на кормовых дверях БМП-2Д "якоря" - знак морпехов

ОШС 11-й, 13-й и 21-й одшбр на 2-ю пол. 1970-х гг.

  • управление бригады
  • три (1-й, 2-й, 3-й) десантно-штурмовых (пеших) батальона (ок. 530 чел. в каждом):
  • –– три десантно-штурмовых роты (82-мм М БМ-37, СПГ-9МД, АГС-17, ПК, РПГ-7Д, РПКС, АКМС)
  • –– противотанковая батарея (СПГ-9МД)
  • –– миномётная батарея (8х82-мм миномётов БМ-37)
  • –– взводы: разведывательный, зенитно-ракетный (9 ПЗРК Стрела-2М), связи, обеспечения, медпункт.
  • транспортно-боевой вертолётный полк (20 Ми-24, 40 Ми-8 и Ми-6)
  • бригадная артиллерийская группа (БРАГ)
  • –– гаубичная батарея (122-мм Г Д-30)
  • –– миномётная батарея (120-мм М ПМ-38)
  • –– горно-пушечная батарея (76-мм ГП 2А2 обр. 1958 г.)
  • –– противотанковая батарея (12 ПТРК "Малютка", 6 СПГ-9МД)
  • –– реактивная батарея (140-мм РСЗО РПУ-16)
  • – зенитно-артиллерийская батарея (9х23-мм ЗУ-23)
  • разведывательная рота (три разведвзвода на УАЗ-469, отд. техразведки)
  • рота связи
  • инженерно-сапёрная рота
  • рота десантного обеспечения
  • автомобильная рота
  • медицинская рота
  • ремонтная рота
  • рота хозяйственного обеспечения
  • взвод радиохимической разведки
  • взвод управления начальника артиллерии
  • комендантский взвод
  • оркестр.

[таблица 1: десантно-штурмовой батальон одшбр (1979-83)]

ОШС 35-й гв., 37-й, 38-й, 39-й одшбр на 1979-88 г.

  • управление бригады
  • три (1-й, 2-й, 3-й) парашютно-десантных (пеших) батальона (ок. 530 чел. в каждом):
  • –– три парашютно-десантных роты (пять взводов: три пар.-дес., огнев. поддержки, миномётный; бол. 120 ч., 4 х 82-мм М, 3 ПТРК Метис, 3 АГС-17, 6 ПК, 9 РПГ-16, 9 РПКС-74, АКС-74, СВД)
  • –– противотанковая батарея (6 ПТРК Фагот/Фактория, 6 СПГ-9МД)
  • –– миномётная батарея (6х120-мм миномётов ПМ-38/2Б11)
  • –– взводы: зенитно-ракетный (9 ПЗРК Стрела-3/Игла), связи, обеспечения, медпункт.
  • один (4-й) десантно-штурмовой (на БМД/БТРД) батальон (ок. 490 чел.):
  • –– три десантно-штурмовых роты (пять взводов: три дес.-штурм., пулем., миномётный; 117 ч., 10 БМД-1П/ПК, 4 БТРД, 4х82-мм М, 8 ПКМ, 13 РПГ-16, 9 РПКС-74, АКС-74)
  • –– с 1981 - миномётная батарея (6х120-мм М ПМ-38), а с нач. 1983 г. – самоходная артбатарея (8 х 120-мм САО 2С9 Нона)*
  • –– взводы: гранатомётный (3 БТРД, 6 АГС-17), зенитно-ракетный (9 ПЗРК, 3 БТР-ЗД), связи, обеспечения, медпункт.
  • артиллерийский дивизион (18х122-мм гаубиц Д-30)
  • –– три гаубичных батареи (6 х122-мм Г Д-30)
  • –– взводы: зенитно-ракетный (9 ПЗРК), управления, обеспечения.
  • реактивная батарея (8 х 122-мм РСЗО БМ-21В Град-В)
  • миномётная батарея (120-мм М ПМ-38/2Б11)
  • зенитно-артиллерийская батарея (9 х 23-мм АЗП ЗУ-23), а с 1982 – зенитный дивизион (8 СЗРК Стрела-10М, 8 ЗСУ-23-4 Шилка, ПЗРК)**
  • противотанковая батарея (12 ПТРК Фагот/Фактория, 6 ПТРК Конкурс)
  • разведывательная рота (три разведвзвода на УАЗ-469, отд. техразведки)
  • рота связи
  • инженерно-сапёрная рота
  • рота десантного обеспечения
  • автомобильная рота
  • медицинская рота
  • ремонтная рота
  • рота материального обеспечения
  • взвод РХР (3 УАЗ-469рх), а с 1984 – рота РХБЗ
  • взвод управления начальника артиллерии
  • комендантский взвод
  • оркестр.

Общая численность бригады развёрнутой по штатам военного времени достигала 3,5 тыс. чел.

* Первоначально (1979-81), в дшб минбатр не было.

** ЗСУ Шилка только в 35-й гв.одшбр.

[таблица 2: десантно-штурмовой батальон одшбр (1983-88)]

ОШС 36-й, 40-й, 57-й одшбр, а также бригад 3-й волны – 23-й, 83-й, 58-й и 100-й отличались наличием только двух парашютно-десантных (1-й и 2-й) и одного десантно-штурмового (3-й) батальонов.

ОШС 11-й, 13-й и 21-й одшбр в период 1979-88 гг. серьёзных изменений не претерпели, единственно что – их десантно-штурмовые батальоны (1-й, 2-й, 3-й) стали полностью аналогичны парашютно-десантным батальонам других бригад. В 21-й бригаде, кроме этого, вместо гаубичного имеется миномётный дивизион - три минбатр 120-мм М.


Афганистан: колонна ОДШБ 56-й одшбр - 2 БТР-70, КШМ на БТР, БМП-2Д, 2 БМП-2 и снова 2 БМП-2Д

ОШС 56-й гв. одшбр воевавшей в 1980-89 гг. в Афганистане, отличалась наличием трёх десантно-штурмовых (1-й, 2-й, 3-й) и одного парашютно-десантного (4-й) батальона нестандартной организации, отличались и подразделения бригадного комплекта к тому же меняющейся со временем.

ОШС одшп отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта. Общая численность полка развёрнутого по штатам военного времени достигала 1,7-1,8 тыс. чел.

ОШС одшб на Европейском ТВД и Дальневосточном ТВД была в целом аналогична ОШС пдб бригад, но также имела в своём составе четвёртую дшр (на БМД) и раведвзвод (либо с БМД, либо на УАЗ-469), а в миномётной батарее количество стволов увеличилось до 8 ед. Общая численность батальона развёрнутого по штатам военного времени достигала 650-670 чел.

ОШС 802-го одшб ЗакВО имел особую организацию в значительной мере отличающуюся от других своей высокогорной спецификой.

В 1988, при переформировании одшбр в овдбр, бригаду существенно облегчили, убрав оттуда всю бронетехнику изъяв из её состава десантно-штурмовой батальон на БМД/БТРД.

[таблица 3: парашютно-десантный батальон одшбр (1979-88)]

Более подробная ОШС ДШВ будет постепенно публиковаться на моём сайте ryadovoy.vif2.ru

6. О ТЕРМИНАХ

Согласно советским взглядам на боевое применение ДШВ они, также как и ВДВ, являлись войсками предназначенными для боевых действий в тылу противника. К сожалению, в СССР так и не была выработана в полном объёме, непротиворечивая доктрина применения ДШВ. Поэтому, внимательный читатель может обнаружить в тексте некоторые неувязки и терминологическую путаницу. Но, как говориться, из песни слов не выкинешь, что было – то было…

В советской военной теории под определение "десантно-штурмовые" попадали воздушные десанты применяемые в общевойсковых операциях фронтового и армейского уровня. Различались три основных формы боевого применения таких воздушных десантов:

  1. ДШО оперативно-тактического уровня являющаяся частью фронтовой общевойсковой операции. Такая ДШО выражалась, прежде всего, в высадке ОТВД к чему привлекались силы в составе десантно-штурмовой бригады.
  2. Воздушные десанты тактического уровня являющиеся частью армейской общевойсковой операции. Они выражались в высадке ТакВД в составе десантно-штурмового или мотострелкового (без ББМ) батальона (реже – роты).
  3. ДШД как правило тактического уровня, но способные быть частью как армейской так и фронтовой операций. Они выражались в ряде последовательных ТакВД проводимых одним десантным подразделением на приданных вертолётах без пересечения линии фронта после каждой из высадок. Для этого планировалось применять прежде всего штатные десантно-штурмовые подразделения ротного и батальонного уровня.

При этом, основной формой боевого применения ДШВ считалась десантно-штурмовая операция - согласованные и взаимосвязанные единым замыслом и планом действия формирований десантно-штурмовых войск, армейской авиации, а также других видов ВС и родов войск по перевозке, десантированию и решению боевых задач силами десанта в тылу противника для достижения оперативно-тактических целей.

Такая операция, проводится в целях захвата важных в оперативно-тактическом отношении объектов (районов, участков местности) в тылу противника; нарушения управления; задержки и блокирования его резервов – с общей целью – содействие Сухопутным войскам в их продвижении и разгроме противостоящих войсковых группировок противника. Примечательно, что, по моим данным, воздушные десанты тактического масштаба формально не являлись ДШО хотя, на них в полной мере распространялись те же принципы и методы боевого применения (организации действий) что и на ОТВД-ДШО.

А в заключении параграфа предлагаю обратить внимание на то, что прилагательный эпитет "десантно-штурмовые" не имеет чёткого и однозначного приложения (такая вот тавтология) к какому-нибудь существительному будь то "операция" или "действия". Такой парадокс приводит к выводу, что можно с уверенностью утверждать об отсутствии в советской военной теории названия "этим" видам воздушных десантов.

В качестве небольшого аналитического отступления попытаемся поразмышлять о причинах подобной ситуации. Видимо её основой послужил отечественный теоретический догмат о том, что термин "операция" относится только к боевому применению "оперативного объединения", в просторечии именуемого общевойсковой или танковой армией; структуры включающей в себя ряд "тактических соединений" (проще - дивизий) и "отдельных частей" (бригад, полков, батальонов) различных родов войск и специальных войск. Несколько оперативных объединений объединяются (ну не избежать тавтологии) в оперативно-стратегическое объединение – фронт.

Так вот, ДШФ в этой структуре являются всего лишь "отдельными частями" армейского и фронтового подчинения. Причём, строго разделяемые иерархически на батальоны армейского и бригады фронтового подчинения. Само собой разумеется, что при такой ситуации, говоря строго догматическим языком никаких самостоятельных "операций" ДШФ вести не могли по определению. Однако, специфические требования к проведению воздушных десантов вообще и к тем, которые являются предметом нашего исследования, выявили необходимость всё-таки дать им статус "операции" формально таковой не являющейся. И если здесь, как мне представляется, я смог дать хоть какое-то логическое объяснение, то в причинах того, что под определение ДШО не вошли ДШД и ТакВД ничего кроме субъективного неприятия высшим командованием привести не могу. Мало того. Существование ДШФ (дшп) в весьма оригинальной структуре промежуточного между армией и дивизией уровня – т.н. "оперативно-маневренной группе - ОМГ" (административно именуемой "отдельный армейский корпус - ОАК") – являющейся по сути усиленной дивизией вообще выпадает из какой бы то ни было догматической логики.

7. О БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ

Практические примеры.

Приведём несколько примеров боевого применения десантно-штурмовых формирований.

Первый вариант. В соответствии с планом командования фронта в полосе наступления главных сил решено высадить оперативно-тактический воздушный десант – одшбр в полном составе. На момент начала операции глубина десантирования составила 45-50 км от линии соприкосновения сторон. Цель – содействие СВ в наступлении на данном направлении. Боевая задача: ближайшая – уничтожить пункт управления АК противника, артиллерийские подразделения, нарушить связь и снабжение боевых соединений материальными средствами; последующая – занять оборону и воспретить подход к фронту оперативных резервов противника на данном участке. Срок действия – до 2 сут.

Сразу после высадки парашютно-десантные и десантно-штурмовой батальоны при поддержке боевых вертолётов, ударов ФА и собственной артиллерии уничтожают близлежащие объекты противника – для этого, районы десантирования батальонов назначаются в непосредственной близости от разведанных объектов противника – не более 3 км. После чего пдб занимает оборону и начинает оборудование позиций, а дшб выдвигается на своей бронетехнике в направлении противника для ведения сдерживающих действий.

Второй вариант. Для занятия выгодного участка местности (узел автомобильных дорог в лесистой местности) принимается решение о высадке в этот район пдб одшбр. После уничтожения противника в указанном районе пдб немедленно начинает организацию его обороны. Для усиления десанта выделяется танковый батальон. Танковый батальон должен прорваться к десанту с боем сквозь промежутки в боевых порядках противника. Разведданными командира тб обеспечивают поддерживающие вертолёты и командир десанта. С подходом к рубежу удерживаемому десантом, танки развёртываются в боевой порядок и с ходу атакуют противника в указанном командиром десанта направлении. Командиром комплексной группы является командир десанта.

Третий вариант. Получив разведданные об отходящей смешанной колонне противника в несколько сот человек на автотранспорте и бронетехнике, усиленному пдб одшбр ставится боевая задача наперехват колонны и её уничтожение. В виду крайней ограниченности во времени планирование действий производится в сжатые сроки – решение на бой будет приниматься командиром десанта непосредственно на месте на основе последних разведданных. Первым на выполнение задания отправляется передовой отряд (ПО) в составе усиленной парашютно-десантной роты. Действуя двумя группами, ПО на выгодном рубеже преграждает колонне движение вперёд и блокирует возможный её отход назад или в сторону одного из флангов. Для этого широко используются МВЗ и засадные действия. Высадка передового отряда происходит под прикрытием боевых вертолётов, которые одновременно наносят удары по колонне задерживая её продвижение. Здесь целесообразно применить дистанционное, в т.ч. и с вертолётов, минирование.

Главные силы десанта через 20-30 мин после высадки ПО высаживаются из вертолётов на удалении 1,5-3 км от перехваченной колонны, а если позволяют условия местности – то и ближе. Под прикрытием боевых вертолётов и миномётного огня подразделения главных сил десанта быстро выдвигаются к рубежу развёртывания для атаки. При подходе к нему подразделения принимают боевой порядок и без промедления, при поддержке своих огневых средств решительно атакуют колонну противника. При необходимости организуется преследование отходящих мелких групп или создаётся кольцо окружения. Боевые действия ведутся до полного уничтожения (пленения) противника.

Четвёртый вариант. Десант высаживается с главной задачей захватить и уничтожить важный объект противника. Основным способом его выполнения может быть атака главными силами в одном направлении с последовательным уничтожением противника по частям. Если большая часть сил и средств охраны объекта находится в резерве, располагаясь на некотором удалении, то целесообразно атаковать объект одновременно с нескольких направлений в целях захвата сразу всех его элементов. Выдвигающиеся дополнительные подразделения охраны необходимо отсекать ударами боевых вертолётов (штурмовиков) и подразделениями прикрытия.

Если обстановка позволяет осуществить высадку непосредственно на территорию объекта, то десант, используя фактор внезапности, атакует с разных направлений, с выходом во фланг и тыл подразделениям охраны и одновременным уничтожением элементов объекта по частям. При этом десант должен действовать стремительно и завершить выполнение задачи раньше, чем к району смогут подойти крупные резервы противника. Выполнив задачу по уничтожению вражеского объекта, десант производит посадку в вертолёты, которые сосредотачиваются в заранее назначенном районе, и перелетает в новый район высадки, где приступает к выполнению новой задачи, например, к захвату и удержанию выгодного рубежа или уничтожению другого важного объекта противника. Такой вариант можно назвать рейдовыми десантно-штурмовыми действиями.

Различия между ВДВ и ДШВ.

Если для ВДВ, согласно устоявшемуся мнению, характерно их применение в форме крупномасштабных (1-2 десантных дивизии) воздушно-десантных операций (ВДО) с целями и задачами оперативного и оперативно-стратегического характера на большую глубину (от 100-150 км и более), то идея применения ДШВ лежит в области скорее чисто тактической или, максимум, оперативно-тактической. Если, для ВДВ, вопрос организации взаимодействия с Сухопутными войсками (СВ) жёстко не стоит – они выбрасываются в интересах не менее чем фронта (стратегического направления – т.е. группы фронтов), а то и Верховного Главнокомандования (ВГК), то для ДШВ взаимодействие с СВ очень насущно. Собственно говоря, ДШЧ даже не имеют своих целей, а только задачу. (Они действуют в рамках цели поставленной их старшему начальнику – общевойсковому командиру/командующему. Эта "макроцель" и определяет "микроцель" десантных сил, определяет также и задачу, состав сил, способ применения.)

Таким образом, можно выделить главную всеопределяющую особенность ДШЧ – их применение производится в соответствии с целями и задачами сухопутной общевойсковой командной инстанции. Чем иерархически младше командная инстанция, тем, как правило, меньше и масштаб привлекаемых ДШ сил. Если ВДВ действуют дивизиями, то ДШВ – ротами и батальонами, реже – бригадой/полком. Таким образом, отличия ДШВ от ВДВ носят довольно формальный характер, связанный скорее не с военной необходимостью, а скорее с господствующими на определённом этапе теоретическими воззрениями руководства. ДШВ точно такие же десантные войска (силы) как и ВДВ, хотя в СССР в 1968-89 гг. они и не входили организационно в состав ВДВ.

8. ВЕРТОЛЁТЫ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

Отечественные ДШВ имели много проблем как внутренних, так и со стороны. Одной из таких сторонних проблем, напрямую и наиболее сильно влиявших на боеспособность ДШВ было обеспечение их авиационной компонентой – проще говоря вертолётами.

1. Массово сформированные в 1979 ДШЧ "второй волны" состояли только из наземного компонента – т.е. в отличие от своих старших собратьев – бригад "первой волны" – вертолётные полки в их составе отсутствовали. Такую ситуацию можно попытаться объяснить несколькими тезисами.

Во-первых, это противоречило доктрине применения вертолётов. Советское военное командование считало что вертолётные полки являются средством оперативного и оперативно-стратегического объединения (ОА, ТА, ВО, ГВ, Фр). А значит и организационно должны состоять в их составе для централизованного управления ими с концентрацией усилий на выбранном направлении. Теоретически видимо верное стремление придать каждому объединению вертолётные силы, привело в действительности к распылению вертолётов по очень многочисленным в виду общей громадности СА объединениям. Тут надо было либо ликвидировать лишние (или не лишние?) объединения, либо лишать часть из них существенного числа вертолётов, либо форсировать выпуск вертолётов дабы насытить ими войска по максимуму.

Во-вторых, производство вертолётов, как и любого другого вида вооружений, зависит от господствующей на данный момент доктрины. Как уже говорилось выше, "объёмники" ратовавшие за создание поднятие в воздух части наземных сил, а значит и за резкое увеличение количества необходимых для этого воздушно-транспортных средств, потерпели поражение в борьбе со сторонниками традиционной доктрины. И хотя выпуск вертолётов и возрос к нач. 80-х гг., однако это было следствие скорее объективных предпосылок, объективного хода развития ВС страны, а не доктринальная этапная революция.

В-третьих, сам факт совмещения в тактическом соединении воздушного и наземного компонентов вызывал, по-видимому, у многих военных деятелей возражения – и не только субъективные, но и вполне обоснованные. Находясь в составе такого формирования, вертолёты фактически бы изымались из резерва командующего оперативным объединением "привязываясь" исключительно к обеспечению действий ДШЧ. Как представляется автору статьи, высшее военное командование неправильно оценивало зависимость ДШВ от вертолётного обеспечения считая его аналогичным обеспечению действий ВДВ самолётами ВТА не обращая внимания на специфику выражающуюся в куда более тесном и обязательном симбиозе десанта с вертолётами без которого эффективность первого падает.

Наконец, в-четвёртых, как это принято считать, недостаточным было и количество самих вертолётов для того что бы, как, например американцы, оснастить все соединения которым они могут пригодиться, да ещё и иметь резерв. Однако, тут, как мне кажется, много непонятного. А именно. Рассмотрим производство в СССР вертолётов Ми-8. По официальным данным в период с 1962 по 1997 их было изготовлено 11 000 ед. Причём абсолютное большинство (до 90%) в период 1966-91 гг. По авторским подсчётам это значит, что в ВС должно было быть поставлено в этот период не менее 5500 этих вертолётов только считая транспортные и транспортно-боевые модификации. Официальных отечественных данных о парке Ми-8 в открытой печати нет. Авторитетный журнал "Military Balance" за 1991 год даёт количество транспортных и транспортно-боевых модификаций Ми-8 на 1990/91 гг. соответственно 1000 и 640 ед. Пусть потери в Афганистане и в катастрофах составили 400 ед., пусть выведено из строя 1000 машин выработавших ресурс, но где ж тогда делись остальные 2500 ед.? В общем, как говорится, тема ждёт своего исследователя.

Итак, десантно-штурмовые бригады теоретически, будучи идеальным средством, при очаговом (нелинейном) характере боевых действий из-за отсутствия в их составе придающего маневренность авиационного компонента резко снижали свои потенциальные возможности, становясь, по сути, частями лёгкой пехоты. Принципиальным выходом из сложившегося положения могло бы служить создание особых оперативно-тактических соединений – воздушно-штурмовых корпусов бригадно-полкового состава – подчиняемых в военное время фронтовым управлениям. Это соединение включало бы наземный компонент (ДШЧ в составе ВДВ) и воздушный вертолётный компонент (АСВ). Такая схема построения позволила бы достигнуть высокой боевой эффективности и при этом всем заинтересованным ведомствам "остаться при своих баранах".

2. Посмотрим на примере, как предполагалось распределять вертолёты для ДШВ. В качестве исходных принимаем типовые условия – фронтовая наступательная операция четырех армий. В составе группировки один транспортно-боевой вертолетный полк (отбвп), шесть боевых вертолетных полка (обвп), а также одна отд. десантно-штурмовая бригада (3-х батальонная) и три отд. десантно-штурмовых батальона. Кроме того, в каждой из общевойсковых дивизий по одному мотострелковому батальону обучено действиям в составе ТакВД. Ана¬лиз возможного содержания операции и характерных для воздушных десантов задач в ходе неё показывают, что в рамках ДШД за 10 суток может потребо¬ваться высадить одшбр в качестве ОТВД и восемь-десять ТакВД в составе одшб и усиленных мсб.

Средние нормы выделения транспортно-десантных вертолетов составляют: ОТВД — до четырех полковых вылетов (п/в) отвп*; ТакВД в составе одшб – один п/в отбвп; усиленного мсб — один п/в отбвп без эскадрильи (вэ). Кроме того, необходим наряд боевых вертолетов сопровождения.

Расчётный состав: отвп - 40 Ми-8Т/МТ, 20 Ми-6А; обвп – 40 Ми-24В/П и 20 Ми-8Т/МТ.

*Здесь необходимо обратить внимание на то, что наличие в одшбр одного из батальонов на бронетехнике резко увеличивало необходимый наряд вертолётов на перевозку и прежде всего тяжёлых Ми-6А. Перевозка 65 ед. БТТ занимала львиную долю в общем количестве вертолёто-вылетов Ми-6А и в реале эскадрильям Ми-6 потребовалось бы сделать больше вылетов. Только массовое производство вертолётов Ми-26 способных принять на борт 2 ед. БТТ класса БМД/БТРД (для Ми-6А только 1 ед.) могло изменить ситуацию в лучшую сторону. Вообще у автора вызывает сомнение возможность переброски всей БТТ дшб вертолётами Ми-6А.

Излишне доказывать, что высадка ОТВД тремя рейсами, не говоря уже о четырех, равносильна самоубийству. Необходимо обеспечить переброску не более чем двумя рейсами (эшелонами). И тут не обойтись без изъятия на период его действий транспортно-боевых вертолетов из состава обвп (суммарно на 1-2 п/в), т. е. придется оставить их без вэ Ми-8Т/МТ.

Продолжительность высадки ОТВД в два рейса составляет, как правило, 12-16 часов. С учетом последующей подготовки вертолетов только через сут¬ки можно рассчитывать на их повторные действия. В течение указанного вре¬мени обвп остаются без вэ Ми-8 и поддерживают войска без их участия. Если в течение тех же суток требуется высадить еще хотя бы один-два ТакВД в составе батальона, то практически все обвп остаются без транспортно-десантных вертолетов.

С учётом продолжительности операции и времени восстановления боеспособности одшбр повторная высадка ОТВД практически не осуществима. В оставшиеся девять суток операции возможна высадка ещё восьми-девяти ТакВД в составе одшб/ус.мсб. Однако современный опыт свидетельствует: до 30% летного ресурса транспортных вертолётов придется расходовать на решение задач, не связанных с десантированием*. Следовательно, использовать десанты смогут лишь армии на направлении главного удара. Это считалось приемлемой нормой для децентрализованного применения ТакВД.

*Интересно, если порядка 70% ресурса транспортных вертолётов предполагалось в любом случае задействовать для десантных задач, то не стоило бы сразу передать 2/3 вертолётов в комплексные десантные соединения? Тем более что ничто не мешает использовать эти вертолёты если они не участвуют в ДШО/ДШД.

Хотя и не совсем. Все же приходилось привлекать для высадки ДШВ также и транспортные самолёты ВТА ВВС – в основном Ан-12. Это создавало дополнительные неудобства. Так, дшб на БТТ приходилось самостоятельно следовать в такой исходный район десантирования, где имелись аэродромы способные обеспечить подъём самолётов с десантом на борту.

Определённой проблемой была и приспособленность отечественных вертолётов семейства Ми-8 и Ми-6 к десантно-штурмовым действиям и шире, к воздушному десантированию вообще. Об этой проблему уже говорилось на страницах ВИФ-Альманаха в статье "Какой вертолёт нужен спецназу". Однако рамки ознакомительной статьи не позволяют охватить необъятное и, автор надеется, вернуться к этой теме в следующий раз.

9. ИТОГИ

1. В рамках подготовки ВС СССР к заключению Договора о сокращении ВС в Европе (ДОВСЕ 1990 г.) ДШВ претерпели существенные изменения. Во-первых, в 1988 г. все бригады были переименованы в отд. воздушно-десантные (овдбр). При этом, из них изымался батальон на бронетехнике. Теперь ОШС бригад унифицировалась – они состояли из трёх однотипных пеших парашютно-десантных батальонов. Во-вторых, в 1989 г. принимается решение о переводе ДШЧ из под юрисдикции ГК СВ под юрисдикцию командования ВДВ – т.е. они вошли в состав ВДВ.

В период 1989-91 гг., производятся следующие изменения в составе и дислокации:

  • 1318 одшп расформировывается в августе 1989 г.
  • 1319 одшп расформировывается в марте 1988 г.
  • 57 одшбр выводится из Актогая в Гергиевку (Семипалатинская обл.) и там расформировывается в 1990.
  • 56 гв.одшбр после вывода из Афганистана (1988 г.) поселяется в Туркмении (г.Иолотань).
  • 35 гв.одшбр переводится из Коттбуса (уже ФРГ) в Капчегай (Казахстан).
  • 83 овдбр из Польши переезжает в 1990 г. в г. Уссурийск г. (Приморский край).
  • 39 одшбр в Хырове в 1990 г. переформировывается в 224 УЦ ВДВ.

Кроме этого, было решено расформировать все одшб, что и было сделано до нач. 1991 г. Сначала расформировали все одшб на территории СССР, а ранее находящиеся в Группах Войск – вывели в Союз. Затем расформировали и выведенные. Выжили, и то чисто случайно, только два батальона – 635-й на Дальнем Востоке (он стал опдб ДВО) и 901-й (он тоже стал опдб но остался в ВДВ).

2. В 1989 г., было принято решение о передаче основной части вертолётов из ВВС в СВ и, таким образом, значительно улучшить возможности десантно-штурмовых войск. Однако, вслед за этим выходит приказ о переподчинении ДШВ командованию Воздушно-десантных войск, нивелировав, тем самым, положительное для ДШВ образование армейской авиации (АСВ). Координация между десантно-штурмовыми формированиями и командованием общевойсковых объединений в интересах, которых они должны были действовать, оказалась нарушенной.

Причины передачи ДШВ в административное и оперативное подчинение ВДВ не ясны. Без сомнения имевшаяся схожесть в комплектовании и обучении всего не объясняет. Возможно, что причина лежит (как это часто бывает) в не собственно военных вопросах. Невнимание командования ВДВ к развитию доктрины применения вертолётных десантов в ранней и средней стадии (60-е - нач. 80 х гг.) вылилось в некую "зависть" к "конкуренту"; тем более что успехи вертолётно-десантной доктрины были на лицо, как у нас, так и у натовцев, а выброска крупномасштабных парашютных десантов была поставлена под сомнение уже в 70-х гг. Совершенно неясно почему в 1978 г., когда принималось решение о создании ДШЧ командование ВДВ не взяло их под свою опёку. Вполне возможно, что ответ может лежать в причинах скорее эмоционального чем логического научного порядка ведь высадка с вертолётов в пыли и грохоте резко контрастировала с красотами "неба в куполах".

В принципе логичное (и теоретически верное) решение сосредоточить все воздушно-десантные силы под одним административным командованием было, неоправданно дополнено и их оперативным объединением. Командование неправильно оценивало зависимость ДШВ от вертолётного обеспечения считая его аналогичным обеспечению действий ВДВ самолётами ВТА и не обратив внимания на обязательный симбиоз сил десанта с вертолётами без которого эффективность десанта падает…

Как показала дальнейшая история вертолётное десантирование стало основным видом десантирования, отодвинув парашютную выброску на задний план, – особенно если речь идёт о крупномасштабных ВДО.

Полёт стрелы был краток. Она даже не поняла куда летела, или, правильнее сказать, сам лучник не понял этого…

Днепропетровск
декабрь 2003 – июль 2004.

P.S. Уважаемый читатель! К сожалению, рамки ознакомительной статьи не позволили мне подробно остановится на следующих вопросах: подготовка к десантированию и организации боевых действий, собственно десантирование, аспектах боевого применения и тактики, должным образом осветить "вертолётный вопрос"… Объём статьи всё возрастал и возрастал, а я автор чувствовал что недосказанного не уменьшается. Кроме того, он так пока и не получил необходимые официальные материалы на которые он рассчитывал. Поэтому, будем надеяться, что в ближайшей перспективе ему удастся продолжить освещение темы на более высоком уровне, а за нынешний – приношу извинения: "Да какой вы сер рыцарь!" – "Да уж какой есть!" (с)Шрек


Фото взяты из:

1. "Фотохроника войны" №3 , издательство "Торнадо" (фото 2,3,4),Рига, 2000.

2. журнал "Арсенал", №4, 2003 (фото 5).

3. присланы автором (фото 1 и три таблицы).

 
нравится ли Вам новое на Альманахе
 

Реклама:
На сайте собрано порядка 1500 тем для статусов и цитат